Приемы обучения грамоте детей с ЗПР

Администратор сайта
Рубрика: Делимся опытом

Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.

Современная тенденция к интеграции детей с отклонениями в развитии в массовые школы делает актуальной проблему готовности детей с особыми образовательными   потребностями к школе. Известно, что успешное овладение знаниями в значительной степени зависит от развития ребенка, от того, насколько успешно сформировались на более ранних этапах необходимые для этого предпосылки.

К числу таких предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: слов, звуков.

Однако, как показывают специальные исследования, данное звено речевой системы у многих аномальных детей страдает (Р.Е. Левина, Г.А. Каше). Значительные трудности в овладении грамотой имеют дети с ЗПР.

Для успешного овладения грамотой необходима достаточная сформированность целого ряда ВПФ и познавательных процессов:

  1. Двигательный блок (общая и тонкая моторика);
  2. Зрительно-пространственный блок (глазодвигательные функции, зрительный гнозис, анализ и синтез, пространственные представления).
  3. Речевой блок – импрессивная и экспрессивная речь.
  4. Мнестический блок (слухоречевая память, зрительная память).

Системная задержка и частичная сформированность  выше перечисленных блоков ярко проявляется во время обучения чтению, например, при запоминании букв, смешивании сходных по написанию графем, недостаточной быстроте соотнесения звука с буквой, длительного времени перехода с побуквенного чтения на слоговое, искажение звукового состава слов, появлении больших проблем при соотнесении прочитанных слов с предметами, действиями, признаками и т. д. Дети очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Для профилактики и преодоления трудностей детей с ЗПР в овладении грамотой большое значение имеет первоначальный этап овладения навыками чтения. С этой целью используются упражнения и методические приёмы, направленные на преодоление тех причин, которые лежат в основе ошибочного чтения.

1) Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения.

          На уровне буквы:

— запись буквы рукой в воздухе;

— найти букву среди других букв;

— ощупать букву, сравнить ее с другими (зрительно и кинестетически);

— найти нужную букву и подчеркнуть ее в тексте;

— подчеркнуть знакомые слова, начинающиеся с этой буквы;

— обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;

— нахождение соответствующих букв среди других путем ощупывания с закрытыми глазами;

— дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее);

— тактильное опознание «наждачных» букв, обводка буквы по трафарету, шаблону, раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям, конструирование буквы из палочек, полосок, буквенного конструктора, тесьмы, лепка из пластилина;

— печатать на нелинованной бумаге, по точкам на бумаге в клетку и т.п.;

— использование словесного описания изображения буквы, например: буква Г – палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;

— использование стихотворений об образах букв различных авторов. Стихотворения иллюстрируются цветной картинкой;

— метод конструкции и реконструкции буквы;

— группировка стилизованных букв;

— работа по таблицам букв (взрослый показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слитно слог).

Обучение слогослиянию начинается после изучения первой согласной буквы. Сначала дети повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают слоги, протягивая каждый звук.

Этапы автоматизации навыка чтения.

Буквы (сначала гласные Г, затем согласные С)

Слоги типа СГ и ГС

Слоги (слова) типа СГС

Слоги (слова) типа ССГ и ГСС Двусложные слова типа СГСГ

и ГССГ

Слоги (слова) типа ССГС Двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

Слоги (слова) типа ГССС Трехсложные слова типа

СГСГСГ и СГСГСГС

Трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ.

— Чтение таблиц-треугольников, когда ребенок старается смотреть в центр, на точку, и называть слог слитно.

Постепенно увеличивается объем таблиц и усложняются слоговые структуры.

На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:

— метод чтения цветных слов, при котором каждая буква в слове написана разным цветом;

— цветовая маркировка слогов. Например: «Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика» (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например красным);

— игра «Слог потерялся». На доске записывают слова из текста с пропущенным слогом.

Ребята должны их прочитать, догадавшись, какой слог потерян. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне…ный, сне…овой, сне…т.

        Для развития зрительного опознания используется не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, слуховые ощущения, — а также межанализаторные связи при переработке информации.

        Данные игры и упражнения способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки.

        Для  закрепления звуко-буквенных отношений используются следующие упражнения:

— звукоподражание: рассматривание предметного изображения и подражания тому звуку,

который может издавать данный предмет. Например:

А – плачет девочка,

У – гудит паровоз,

— использование буквенных обозначений в виде предметов, в названии которых первый

звук совпадает с изучаемой буквой: о – обруч, х – хлеб, р – рука;

— задание подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы.

— упражнение в правильном произношении изучаемых звуков;

— артикуляционные упражнения;

— дыхательная гимнастика с использованием изучаемых звуков;

— фоноритмические упражнения;

— упражнения в дифференциации сходных слогов и слов: ла — ра, ма — мя, дом — том, Тима – Тина, суп – сук. Соотнесение прочитанных слов с картинкой;

— повторное чтение слогов и слов с правильным произношением;

— усложнение структуры слов с данным звуком: сон, Соня, сосна, собака, стройка и пр.

— соотнесение слова с картинкой или составление с ним предложения, объяснение значения слов.

3) Преодоление фонематических трудностей и буквенных замен, обусловленных недостатками фонематического восприятия.

Для развития звукового анализа и синтеза можно использовать такие приёмы:

— выделение звука на фоне слова (сначала в начале слова, затем в начале и конце слова, затем в середине слова: для анализа предлагаются слова, где данный звук стоит в сильной позиции). Учитель называет слово, дети выделяют звук и показывают соответствующую букву.

— чтение слогов по подобию: а о у; ма мо му; са со су; ла ло лу

— изменение порядка звуков в слоге. Например: су — ус, ом – ма

— работа с буквами разрезной азбуки: составление слогов, слов;

— сравнение слов, отличающихся звуко-буквенным составом;

— установление последовательности звуков и букв в слове;

— составление слова из отдельно названных звуков и слогов.

— чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:

кто — кот следы — слёзы

так — тот мука — муха

лыжи — ложись

4) Нарушения кинетического праксиса и сукцессивных процессов приводят к перестановкам букв, слогов, пропускам, повторам одних и тех же единиц чтения. Для предупреждения и преодоления этих ошибок можно использовать такие приёмы.

— сложить слова из слоговых карточек;

— сравнить слоги и слова, составленные из одинаковых букв, данных в разном порядке, определить их сходство и различие (сон, нос);

— игры «Слог потерялся», «Буква потерялась», «Найди ошибки»;

— игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

— упражнение на последовательное восприятие и запоминание слогов (аналогично можно упражняться с буквами и словами).

       Данные приемы и упражнения помогают эффективно решать коррекционно-развивающие задачи реализовывать системный и деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями в развитии.

Экскурсия в Эко парк

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

Наши воспитанники очень любят животных и испытывают потребность в живом общении с ними. В связи с этим, 11.12.2021г для воспитанников центра была организована экскурсия в Эко парк с Татьяной Ивановной, Анной Константиновной, Ольгой Сергеевной, Анжеллой Валерьевной.

Экскурсия в Эко парк

Под руководством профессионального наставника Эко парка ребята участвовали в подвижных играх на свежем воздухе, освоили технику безопасности с разными видами животных, научились понимать их повадки, ухаживать за ними, освоили азбуку верховой езды. Лошадки и кролики, еноты и поросята радовались гостям и с удовольствием лакомились вкусностями из рук детей. А в уютной беседке с камином воспитанники пили ароматный чай. Было очень увлекательно и интересно!

Эта удивительная соль

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

В рамках проекта «Эта удивительная соль» в «Тольяттинском СРЦН «Гармония» воспитатели Гриднева Г.В. и Кондрашкина М.А. провели познавательное мероприятие, на котором воспитанники выяснили, что такое соль, какая она бывает, откуда она берется, где используется , для чего нужна соль? Исследовали опытным путем соль и ее свойства. Познакомились с разновидностями соли. А так же научились рисовать солью и лепить из соленого теста. Подтвердили гипотезу на практике, что соль- не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов ,наблюдений применения для опытов.

 

День рождение центра

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

12 ноября состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню рождения центра. Дети и сотрудники тщательно готовились к празднику, в итоге праздник получился очень ярким, красивым, в полной мере раскрывающим таланты и творческие возможности, как взрослых, так и детей. Праздник сопровождался стихами, песнями, танцами, инсценировкой.

Инна Владимировна поздравила с праздником и адресовала слова благодарности всем сотрудникам, посвятившим себя воспитанию детей, дарящим им тепло своих сердец. Наградила Грамотами сотрудников, стоящих на страже защиты детей со дня основания социально- реабилитационного центра. Слова благодарности были сказаны и в адрес наших друзей, спонсоров, которые присутствовали в зале.

По окончании праздника все были приглашены за праздничный стол, где присутствующие насладились удивительно вкусным восточным пловом и чаепитием со сладостями. День рождения получился по семейному тёплым, радостным и интересным! Было много улыбок, смеха, дружеской поддержки! Праздник удался!!!

День рождения центра

День рождения центра

День народного единства

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

В нашем центре «Гармония» 4 ноября прошел познавательно- информационный час, посвященный Дню народного единства.  Это очень молодой праздник, так как его стали отмечать только с 2005г, поэтому не все ребята знают, что это за день. Мы решили восполнить знания детей, рассказав им об истории возникновения, чтобы появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнать больше о тех, кто живет рядом. Потому, что эти знания являются основой для взаимоуважения, согласия между людьми разных национальностей. Этот праздник призывает всех людей многонациональной страны не только вспомнить исторические события, но и напомнить важность сплочения.  Ведь только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия!

День народного единства

Готовясь к этому дню, дети вместе с воспитателями Трофимовой О.М. и Некрасовой С.В. читали рассказы  С.А. Баруздина «Страна, где мы живем», делали коллективную работу, нарисовав людей разных национальностей на фоне флага России и Московского кремля. В процессе проведенного мероприятия, ребята в доступной форме познакомились с историей возникновения праздника, подвигами первых героев освободителей Российской Державы: воеводой Кузьмой Мининым и великим военачальником того времени, князем Дмитрием Пожарским. Собрав большое ополчение, они освободили Москву и русскую землю от поляков.  Во всенародном ополчении участвовали представители всех народов, входивших в состав русской державы. Это был первый подвиг наших предков во имя независимости нашей Родины! Поэтому геройские события тех дней увековечены в памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади города Москвы. Ребята вспомнили, как велика и красива  наша страна, закрепили свои знания о государственных символах России. Рассматривали иллюстрации и узнали, что нашу огромную страну населяют много национальностей и у каждой есть свои традиции, обычаи, национальные костюмы. Также и о том, что в этот день,4 ноября, отмечается праздник  иконы Казанской  Божией Матери «Заступнице от всех бед». Духовная поддержка этой иконы творила чудеса и давала силу и победу в сражениях.  В конце мероприятия ребята посмотрели видео-презентацию о празднике народного единства, пришли к выводу, что надо держаться вместе, помогать  друг другу, уметь прощать и забывать обиды.  А самое  главное и важное, что мы все любим свою Родину и готовы за нее постоять!

Когда мы едины, мы непобедимы!

День народного единства

День правовой помощи детям

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

19 ноября 2021 г. Государственное казенное учреждение Самарской области «Государственное юридическое бюро по Самарской области» проводит Всероссийский день правовой помощи детям.

Основная задача Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, юридических аспектов опеки, алиментных обязательств и другим правовым вопросам детско-родительских отношений, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи.

Мероприятие «Всероссийский день правовой помощи детям» будет проходить на базе ГКУ СО «Государственное юридическое бюро по Самарской области» и его структурных подразделений в формате дня открытых дверей с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действующих на территории Самарской области.

Уникальные методики по подготовке детей к школе

Администратор сайта
Рубрика: Делимся опытом

В «Тольяттинском СРЦН «Гармония»» каждый год подрастают дети , которые нуждаются в обучении и подготовке к школе . Для этого весь коллектив помогает детям освоить основные навыки , необходимые для успешной учёбы в школе . Особое внимание уделяется со стороны логопеда и учителя-дефектологам . В их работе используются современные технологии по методике . Одна из новейших методик :  прогрессивная методика обучения малышей чтению «Динамические кубики Чаплыгина».

Динамические кубики Чаплыгина — это прогрессивная методика обучения малышей чтению. Автором кубиков является преподаватель Е. Чаплыгин. Он совместил всё хорошее из имеющихся методик и создал свою. Кубики Чаплыгина — это 10 двойных кубиков, закреплённых на деревянной основе таким образом, что они могут поворачиваться вдоль своей оси и 10 одинарных, по 4 буквы на каждом. Сами кубики деревянные, ребёнку очень приятно держать их в руках, они экологически чистые и не вредят здоровью. Гласные кубики нарисованы красным цветом, а согласные — чёрным. Вот, собственно, и всё. Но этот набор назван «Читаю легко», так как многие малыши увлекаются подобными кубиками и, действительно, начинают быстро читать. Секрет прост: детям нравится всё делать самостоятельно, а кубики Чаплыгина именно этому и способствуют. Их очень сложно (практически невозможно) сломать, поэтому малыш может бесконечно их крутить, составляя всё новые и новые слоги и слова.

Кубики Чаплыгина

Каждый педагог мечтает, чтобы его воспитанник успешно познавал мир, обучался новым навыкам . Одним из главных умений, отличающих уже «взрослого» малыша от маленького карапуза, является чтение. Существует несколько методик, позволяющих быстро обучить кроху принципу сложения складов, но одной из самых успешных считается использование динамических кубиков Чаплыгина.

 

Характеристика динамических кубиков Чаплыгина

Белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин несколько лет назад выдвинул гипотезу о том, что научить ребёнка читать можно всего за пару дней: нужно только дать возможность карапузу понять принцип складывания букв в слоги, а затем и в простые слова и словосочетания — так малыш быстро освоит принцип чтения. На практике воплощения подобной идеи в целую методику ещё не было. Тогда Чаплыгин придумал пособие в виде одной из любимых забав малышей – кубиков, которые сложены определённым образом.

Деревянная развивающая игрушка состоит из 10 одинарных кубиков с одной буквой на каждой из 4 граней и 10 двойных блоков, образующих наиболее употребительные слоги (они крепятся на двух рейках и свободно вращаются на 360 градусов). В двойных кубиках есть по 2 пары одинаковых слогов для создания простых слов: «мама», «папа», «баба». На рейках расположена цифра и определённый знак (например, сердце или птица), чтобы даже детки, которые ещё не умеют читать и считать, могли найти нужный им кубик, пока не запомнят цифры и буквы. Путём совмещения 2 парных кубиков в различных комбинациях получается 20 слов, а после добавления к ним ещё двух пар – 500. Также в комплект входит методическое руководство с описанием игр, упражнений с кубиками и специальная тетрадь-пропись, с помощью которой малыш может отрабатывать навык письма.

Комплект кубиков Чаплыгина

Комплект состоит из одинарных и двойных кубиков

Во время занятий с кубиками Чаплыгина задействуются все сферы восприятия малыша:

— зрение (яркие символы привлекают внимание, дети рассматривают буквы и слоги);

— речь (ребёнок повторяет названия букв, слогов, озвучивает свои действия с пособием);

— мышление (малыш учится анализировать и делать выводы, сопоставляя слоги и определяя их отличия);

— предметно-манипулятивная деятельность (дети включаются в процесс, организованный в игровой форме, пермещают, крутят кубики).

Методика работы с пособием

Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения. Обычно на это уходит от 3 дней до 1 месяца. Автор пособия гарантирует, что уже после 3 занятия карапуз сможет складывать слоги в слова.

Подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к кубикам инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребёнка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве.

Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов.

Не стоит пытаться пройти все этапы быстро. Позвольте ребёнку освоить новую забаву и переварить полученную информацию. Когда же он научится с лёгкостью складывать слова различной сложности, можно будет переходить к составлению словосочетаний и коротких предложений, а также начать работу в специальной тетради из комплекта пособия. В ней находятся контуры печатных букв и простейших слогов, а также слова. Задача ребёнка — «написать» увиденное слово кубиками.

Витамины и здоровье

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

В рамках проекта «Витамины и здоровье» в ГКУ «Тольяттинском СРЦН «Гармония» воспитатель Гриднева Г.В. и Дурманова М.И. провели познавательно-игровое мероприятие здоровье сберегающей направленности: «Витамины я люблю, быть здоровым быть хочу!»

Целью данного проекта стало: «Формирование у детей представления о правильном питании и о здоровом образе жизни, о витаминах, об их пользе для здоровья человека, содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Дети читали стихи о витаминах, поиграли в игру: «Угадай на вкус».

Практическим заданием для всех ребят было изготовление «Витаминного дерева здоровья», с которым они справились. Очень надеемся, что данный проект поможет детям понять, что здоровье зависит от правильного питания-еда должна быть не только вкусной, но и полезной, в воспитании потребности в сохранении своего здоровья.

Витамины и здоровье

День рождения «Гармонии»

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

01 октября на праздничное мероприятие, посвящённое Дню рождения  социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», прибыли воспитанники официальные лица, коллеги, шефы и друзья.

Вся жизнь детей и сотрудников детского дома — переплетение судеб и событий. Это слияние — благотворное и трагичное одновременно. Трагичное в том, что дети остаются без родителей, а благотворное — в том, что эти дети обретают здесь опору в посвятивших им себя людях. Об этом говорила на празднике директор учреждения Каюмова И.В.  Она поздравила всех с праздником. Особые слова благодарности за многолетний труд и душевность были адресованы ветеранам педагогического труда. Наряду с ними благодарностями и грамотами от директора детского дома были награждены все, кто в настоящее время стоит на страже детства.

День рождения детского дома  — замечательный повод сказать доброе слово людям, посвятившим себя воспитанию детей, дарящим им тепло своих сердец. Слова благодарности были сказаны и в адрес наших друзей, спонсоров, социальных партнеров.

Не забудется присутствующим и концерт, подготовленный силами воспитанников и педагогов детдома. Все очень старались, и каждый номер был встречен аплодисментами. А завершился праздник общим фото и угощением в арт кафе «Гармония».