01

Картавых Марина Владимировна
социальный педагог высшей квалифицированной категории

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Эта задача не из легких даже для взрослых людей, более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

Сделать правильный выбор — значит найти профессию, которая:
• интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.
• доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
• имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:
• обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;
• рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
• учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;
• если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;
• «не давите» на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
• поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
• если ваш ребенок ошибся в выборе, не ругайте его за это. Ошибку можно исправить;
• если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

Как поддержать ребёнка в выборе профессии:
• В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — к конечном счете приведут к отчуждению между вами.
• Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.
• Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
• Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.
• Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

01

Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:
• желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;
• родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;
• родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;
• родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;
• родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

Ошибки школьников при выборе профессии:
1. Незнание мира профессий
— слабая информированность о мире профессий;
— устаревшие сведения о характере и условиях труда;
— предубеждения в отношении престижности профессии.

2. Незнание себя
— необъективная оценка своих способностей;
— незнание своего здоровья;
— нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

3. Незнание правил выбора профессии
— отождествление учебного предмета с профессией;
— перенос отношения к человеку на профессию;
— выбор профессии «за компанию»;
— выбор профессии перекладывается на родителей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *