01

совместная работа педагога-психолога Володиной Т.В. и инструктора по физкультуре Мокеевой Л.И.)

01Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремится к активной деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть и способствовать его дальнейшему развитию. Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра — ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных , доступных способов формирования коммуникативных навыков детей и имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния. Во время игровой деятельности ребята развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Подвижные игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей, закрепляют знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей навыки совместной деятельности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы подвижных игр, направленных на развитие коммуникативных навыков: совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно – познавательной деятельности, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры, повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательных воздействий.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагогов – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитывать доброе отношение к друг другу, доверия детей к окружающим.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Игры с правилами способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Особое место на физкультурном занятии отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.

Социально-реабилитационный центр – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому при формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе игр и пособий учитываются особенности разного уровня умственного и физического развития детей.

Внимательное, заботливое отношение педагогов к воспитанникам и регулярное использование разнообразных игр дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей, которые становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У ребят развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

02Примерный перечень игр на развитие коммуникативных навыков

Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Хороводная игра «Ау!»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель : развивать навыки общения, умение выражать просьбу.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Хороводная игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель: учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

Хороводная игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель: вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

Цель :учить детей пользоваться общими предметами, уступать
друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Затем он приглашает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы тем ,кто еще не танцевал, выражая свою симпатию определенному ребенку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.