развитиеРучной

 Учитель-дефектолог Бурмистрова Е.Н.

   Развитие моторики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста играет важную роль в овладении учебными навыками. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Однако многие исследователи отмечают недостаточное развитие как общей так и мелкой пальчиковой моторики у детей, имеющих нарушения речи, что по мнению ученых может быть связано с минимальными мозговыми дисфункциями. Воздействуя на моторику, мы стимулируем определенные зоны коры головного мозга, заставляя их работать. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по коррекции речевых нарушений необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

В настоящее время педагоги все чаще обращают свое внимание на методы работы, используемые в других видах деятельности (музыкальной, изобразительной, физической). В играх и упражнениях применяются предметы — заместители, обычным окружающим нас в быту вещам находится новое применение. Это может быть песок, крупа, бигуди, пуговицы, пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера. Коррекционный процесс становится более интересным и плодотворным, когда дети озвучивают действия с предметами веселыми стихотворными текстами и сопровождают их разными игровыми приемами. Мы в своей работе как групповой, так и индивидуальной часто используем такой прием, как игра с прищепками. Включая эти игры в занятия, развиваем не только мелкую моторику, но и формируем звуковой и слоговой анализ, фонетическое восприятие и звукопроизношение, сенсорные и пространственные представления.

развитиеРучной

Приведем пример использования логопедических игр с прищепками.

«Чья цепочка длиннее»

Цель: расширять словарный запас по темам: «Дикие и домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: две коробки с прищепками.

Ход игры: дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй – диких. При назывании животного каждый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее.

«Новые слова»

Цель: расширять лексический запас за счет слов, образованных префиксальным способом.

Оборудование: предметные картинки (самолет, машина, корабль), несколько разноцветных прищепок.

Ход игры: на доске размещены три предметные картинки. Педагог просит воспитанников назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала?» Дети отвечают: «Самолет летел». Педагог сообщает , что сейчас они будут заниматься увлекательным делом – образовывать слова. А частями новых слов будут прищепки. Например, это будет «под» (взрослый показывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (взрослый прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолета), получится слово «подлетел». Далее ребята по одному подходят к доске с картинками и получают прищепку. При этом педагог называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»… Ребенок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет получившееся слово.

«Собачка»

Цель: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов с определенным звуком, наборные полоски и прищепки.

Ход игры: педагог превращает прищепки в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук Ш. полоска – это слово на картинке. Покажите, где начало слова, где конец?

Приведенные примеры игр показывают, что развивая мелкую моторику пальцев рук, используя различные предметы, можно одновременно решать и другие коррекционные задачи, затрагивающие разные стороны речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *