(из опыта работы учителя-дефектолога Лабодиной С.В.)
Дети дошкольного возраста играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Водители», «Парикмахерская», «Строители», «Школа» и др.
Сюжетно-ролевые игры – благодатная почва для развития словаря детей. В играх дети узнают новые слова, уточняется значение уже знакомых слов.
На занятиях, я закрепляю с воспитанниками обобщающие слова: посуда, игрушки, одежда, лекарства, инструменты, транспорт и другие. Предлагаю детям использовать в своей речи прилагательные: внимательный водитель, ласковая мама, заботливый врач, трудолюбивый строитель. Расширяю словарь дошкольников словами, обозначающими профессии: парикмахер, водитель, врач, продавец, кондуктор, каменщик, учитель и другие. Поощряю использовать в речи «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
Когда игра находится в стадии становления, ведущую роль берет на себя взрослый и дает детям образец действий и общения. Затем ведущую роль исполняет ребенок, а педагог, выполняя второстепенную роль, помогает дошкольникам и также предоставляет образец общения.
Для расширения знаний детей о профессиях использую чтение художественной литературы, при этом вместе с детьми разбираем значение малознакомых слов.
На подготовительном этапе провожу различные дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Обобщения», «Отгадай, кто это?» и др.
По словесному примеру педагога дети заучивают небольшие стихи, песенки и потешки, а затем используют их в сюжетно-ролевых играх. Например: во время игры «Семья» девочки могут спеть кукле колыбельную
Сюжетно-ролевые игры помогают существенно расширить, обогатить и активизировать словарный запас дошкольников.