Путешествие на автобусе1

Трофимова О.М. ,воспитатель

 

         В дошкольной группе  центра «Гармония» все дети любят играть, особенно в те игры, в которых они могут почувствовать себя взрослыми. К числу таких игр относятся сюжетно — ролевые. Сюжетно-ролевая игра для ребёнка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, фантазий. Игра позволяет ребёнку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В 4-5 лет ребёнок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение дошкольника усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одно, а несколько ролей. Работая с детьми этого возраста, замечаю, что они  с увлечением выстраивают  сюжеты, стремятся  к проигрыванию самых разнообразных ролей, становятся более инициативными. 

Уважаемые взрослые, развивайте сюжетно-ролевую игру!

Пусть ребенок будет продавцом, врачом, мамой, поваром, водителем….. Значение игры переоценить невозможно. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.

            Одна из любимых сюжетно – ролевых игр воспитанников  дошкольной группы — » Путешествие на автобусе».

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, всегда требуется   предварительная  работа с детьми. Для этого педагоги  проводят с воспитанниками  экскурсии,  наблюдения за работой людей разных профессий, рассматривание картин, иллюстраций, чтение произведений, разучивание стихотворений, составление рассказов, отгадывание, придумывание загадок. Совместно со всеми воспитателями организуем выставки, разные дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «Хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим  атрибуты  посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования.

В процессе игры решались следующие коррекционно-реабилитационные задачи: учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции , распределять роли, развивать умение переносить знакомые действия с предметами в новые игровые ситуации, действовать согласно принятой на себя роли (шофер, пассажир, продавец),  развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре), воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуру поведения во время игры.

Путешествие  на автобусе1Путешествие  на автобусе2

Новым сюжетом в данной игре является сооружение автобуса  из детских стульчиков и строительного материала. Дошкольники применяют здесь выработанные навыки конструирования автобуса . Для  проведения игры   составляется несколько сюжетов, используются реальные предметы  и  их заместители с  элементами-действиями – «шофер» управляет автобусом и везет «пассажиров».  На себя взяла роль кондуктора. «Парикмахер» делает прически, «продавец» продает игрушки в магазине, «доктор» лечит » пациентов»,  в роли которых выступают мамы со своими дочками. В игре принимали участие воспитанники из разных групп. Например, девочки  младшего школьного возраста взяли  на себя роль доктора, продавца, парикмахера.

Путешествие  на автобусе3Путешествие  на автобусе4

На остановках «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» дети выходят из автобуса и отправляются на свои «рабочие места».

Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре ребята исполняют роль взрослого. В данном случае мальчик был водителем, а девочки в роли мам со своими дочками —  пассажирами. И те и другие передают в игре не только действия водителя и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, младшие девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя автобусом, подражают папам. На следующей остановке  группа детей пошла в «Магазин» за подарками.  Основной целью было научить ребят объединяться в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В процессе игры  знакомила воспитанников с социальной действительностью, закрепляла правила поведения в общественных местах. Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у ребят интерес к ней, желание играть,  использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на помощь  возможной реализации замысла, пение песен во время путешествия. Подсказывала логическое завершение игры: автобус остановился на остановках  «Магазин», «Парикмахерской», «Больница», «Магазин закрылся» и т.д. Отмечаю , что детям было интересно играть, т.к. Кристина  была хорошим продавцом , Настя — заботливым врачом, Катя  — ласковой, доброй мамой, Саша — аккуратным парикмахером.

Особое внимание при подготовке к сюжетно-ролевой игре уделила предметно-развивающей среде, что повысило качество воспитательно-реабилитационного процесса, способствовало обогащению игровой деятельности детей и их жизненного опыта.

На практике наблюдала, как игра со сверстниками и диалог с любящим и понимающим ребенка взрослым «лечит», изменяет поведение «агрессивного» малыша лучше всяких успокоительных лекарств. «Трудные дети», как мы их называем, — это дети, которых мы не понимаем.   Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным совместным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило  реализовать поставленные задачи.

На мой взгляд, игра получилась интересной, динамичной, воспитанники были активны и эмоциональны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *