Трофимова О.М. ,воспитатель
В дошкольной группе центра «Гармония» все дети любят играть, особенно в те игры, в которых они могут почувствовать себя взрослыми. К числу таких игр относятся сюжетно — ролевые. Сюжетно-ролевая игра для ребёнка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, фантазий. Игра позволяет ребёнку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В 4-5 лет ребёнок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение дошкольника усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одно, а несколько ролей. Работая с детьми этого возраста, замечаю, что они с увлечением выстраивают сюжеты, стремятся к проигрыванию самых разнообразных ролей, становятся более инициативными.
Уважаемые взрослые, развивайте сюжетно-ролевую игру!
Пусть ребенок будет продавцом, врачом, мамой, поваром, водителем….. Значение игры переоценить невозможно. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.
Одна из любимых сюжетно – ролевых игр воспитанников дошкольной группы — » Путешествие на автобусе».
Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, всегда требуется предварительная работа с детьми. Для этого педагоги проводят с воспитанниками экскурсии, наблюдения за работой людей разных профессий, рассматривание картин, иллюстраций, чтение произведений, разучивание стихотворений, составление рассказов, отгадывание, придумывание загадок. Совместно со всеми воспитателями организуем выставки, разные дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «Хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим атрибуты посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования.
В процессе игры решались следующие коррекционно-реабилитационные задачи: учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции , распределять роли, развивать умение переносить знакомые действия с предметами в новые игровые ситуации, действовать согласно принятой на себя роли (шофер, пассажир, продавец), развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре), воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуру поведения во время игры.
Новым сюжетом в данной игре является сооружение автобуса из детских стульчиков и строительного материала. Дошкольники применяют здесь выработанные навыки конструирования автобуса . Для проведения игры составляется несколько сюжетов, используются реальные предметы и их заместители с элементами-действиями – «шофер» управляет автобусом и везет «пассажиров». На себя взяла роль кондуктора. «Парикмахер» делает прически, «продавец» продает игрушки в магазине, «доктор» лечит » пациентов», в роли которых выступают мамы со своими дочками. В игре принимали участие воспитанники из разных групп. Например, девочки младшего школьного возраста взяли на себя роль доктора, продавца, парикмахера.
На остановках «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» дети выходят из автобуса и отправляются на свои «рабочие места».
Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре ребята исполняют роль взрослого. В данном случае мальчик был водителем, а девочки в роли мам со своими дочками — пассажирами. И те и другие передают в игре не только действия водителя и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, младшие девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя автобусом, подражают папам. На следующей остановке группа детей пошла в «Магазин» за подарками. Основной целью было научить ребят объединяться в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В процессе игры знакомила воспитанников с социальной действительностью, закрепляла правила поведения в общественных местах. Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у ребят интерес к ней, желание играть, использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на помощь возможной реализации замысла, пение песен во время путешествия. Подсказывала логическое завершение игры: автобус остановился на остановках «Магазин», «Парикмахерской», «Больница», «Магазин закрылся» и т.д. Отмечаю , что детям было интересно играть, т.к. Кристина была хорошим продавцом , Настя — заботливым врачом, Катя — ласковой, доброй мамой, Саша — аккуратным парикмахером.
Особое внимание при подготовке к сюжетно-ролевой игре уделила предметно-развивающей среде, что повысило качество воспитательно-реабилитационного процесса, способствовало обогащению игровой деятельности детей и их жизненного опыта.
На практике наблюдала, как игра со сверстниками и диалог с любящим и понимающим ребенка взрослым «лечит», изменяет поведение «агрессивного» малыша лучше всяких успокоительных лекарств. «Трудные дети», как мы их называем, — это дети, которых мы не понимаем. Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным совместным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило реализовать поставленные задачи.
На мой взгляд, игра получилась интересной, динамичной, воспитанники были активны и эмоциональны.