Володина Татьяна Викторовна,
педагог-психолог первой квалификационной категории
Придумай свою сказку
(советы родителям)
Даже тот, кто совершенно не интересуется сказкотерапией, знает, что вовремя рассказанная сказка творит чудеса. Многие родители, инстинктивно используя приемы сказкотерапии, усиливают тем самым эффект, расширяют круг воздействия сказок на ребенка. К примеру, играя в сказку, можно снять эмоциональное напряжение, выплеснуть эмоции; рисуя сказку, можно визуализировать страхи ребенка и помочь ему от них избавиться.
Как Вы думаете, чего можно достичь, если попробовать «переписать» с ребенком всем известные сказки: изменить сюжет, перемешать персонажей и характеры, добавить новых героев. Любой ребенок почувствует себя волшебником, «переписывая» сказку, ведь в его власти творить чудо – сказочный мир. Уверена , что это не только положительно скажется на развитии воображения, но и научит дошкольника принимать нестандартные решения, не бояться искать выход из тупика, не пасовать перед трудностями. О пользе «переписывания» сказок для развития речи и пополнения словарного запаса ребенка и говорить нечего, это очевидно.
Фантазировать без основы дошкольникам сложновато , а вот с исходным материалом – гораздо легче. Дети 4-6 лет быстро вникают в сущность «переписывания» сказок на конкретном примере (т.е. сначала вы рассказываете сказку-перевертыш, используя за основу хорошо знакомую ребенку сказку, чтобы он легко мог следить за сюжетом и улавливать нововведения) и с огромным удовольствием начинают фантазировать сами. Новое имя требует нового костюма, новый костюм означает новый род деятельности персонажа, новый род деятельности рождает новые поступки…, и сюжет сказки кардинально меняется. Ольга Маховская в книге «Слышать, понимать и дружить со своим ребенком» предлагает несколько несложных приемов «переписывания» сказок с детьми. Герои меняют направление движения. Не Колобок убегает от бабушки с дедушкой, а бабушка с дедушкой уходят в лес, не Красная Шапочка идет к бабушке, а Волк, не Винни-Пух направляется в гости к Кролику, а Кролик – к Винни-Пуху. Вот если бы Буратино встретил Карлсона, они бы пошалили! А как досталось бы Карабасу-Барабасу! Или, например, идет Красная Шапочка по лесу и встречает Чебурашку Семеро козлят пришли к трем поросятам… А Крокодил Гена заблудился в лесу и встретил там – кого? Не Карлсон прилетает к Малышу, а Малыш убегает от родителей на крышу. Как только герои меняют свои мотивы и направление движения, с ними начинают происходить совсем иные приключения, и финал тоже может быть совсем другим. Герои обмениваются амплуа, характерами. Например, однажды Волк проснулся и почувствовал, как его сердце наполняется добром и любовью, или три поросенка озверели, стали шайкой разбойников, а семеро козлят решили стать футбольной командой. Герои меняют имена, и это заставляет их вести себя по-другому. Надоело Золушке быть веселой, доброй девочкой, забросила она свою тряпку и тазик – и стала называться Разбойницей. И что дальше? Можно придумать и что-то более интересное, чем смена цвета и имени! В сказку вводятся новые детали, повороты сюжета и персонажи.
Многие сказки строятся вокруг какого-то предмета, заменив который вы нарушите привычный ход событий. Например, младшая дочь купца захотела не Аленький цветочек, а Серенького козлика,… и началось! Или жили-были дед с бабкой, и была у них не Курочка Ряба, а Мышка-Норушка… Каково было им на старости-то лет? Придумайте новые варианты развития событий. Объединяйте сказки, сталкивайте персонажей из разных сказок. Их характеры, привычки и желания уже хорошо известны, и в новых конфликтах ребенку предстоит не вспоминать, а прогнозировать события. Интересно, не правда ли? А какую сказку-перевертыш сочинили бы Вы для своего ребенка?