01

Бугрова Н.И., Смирнова Т.А.
воспитатели первой квалификационной категории

Начало лета в Центре «Гармония» ознаменовалось большим православным праздником – Днем святой Троицы. Организовали и провели его воспитатели Бугрова Нина Ивановна и Смирнова Татьяна Анатольевна.

01

Праздник проводился в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Наши воспитанники познакомились с самим праздником «Троица» и с его символом – берёзкой.

02

В процессе коррекционно-реабилитационной работы педагоги стремятся воспитывать у ребят любовь к устному народному творчеству, народным песням, хороводам, подвижным играм, воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

03

Дети с удовольствием участвовали в конкурсах, народных играх и хороводах.
В завершении праздника ребят ждали вкусные пироги и другие сладости.

Сценарий праздника святой Троицы

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.
Дети: Троица!
Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника?
Дети: Берёза.
Ведущий : Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали
жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.
Дети: Давайте.
Ведущий : Как одевались девушки и парни на праздник?
Дети: Красиво, нарядно.
Ведущий : Да, ребята, они надевали нарядно-вышитую одежду,
девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.
Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».
2-й коробейник:
А теперь аукцион, очень уж секретный он, впрочем, не такой секретный, но в познании заметный.
Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:
Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)
Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)
Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик.)
У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)
Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица – берестовка живет у гнилых пней.)
Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)
Ведущий : Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу
вам как отмечали этот праздник.
Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.
Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.
Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.
Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.
Дети повязывают ленты на березу.
Ведущая: Молодцы, а вот ещё вам загадки:
1. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек.
2. Стоит Федосья, распустив волосья.
3. Стоит красавица на поляне,
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является также символом брака.
Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м от детей. Подходя к ним, произносит слова:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.
Ведущая : Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне
пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?
Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.
Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек , и
веточек березы. Из березовых веточек делают веники , чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.
Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?
Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу.
При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети надевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости.
Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны. (Если есть возможность, на полянке зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.)
1-й и 2-й коробейники хором:
Венки вили,
Хороводы водили,
Играли – тешились!
До свидания! До новых встреч!

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий: А теперь давайте играть — «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Плетень

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой ,в каждом «плетне» -4 человека). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
1 и 2 плетни шагают навстречу друг — другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень , в зной прохлада радует.
1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень на меня не падает.
3 и 4 плетни шагают навстречу друг — другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень , в зной прохлада радует.
3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

Косички

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

«Мы завьем венок, мы на все святки, на все празднички, на Духовые, на «венковые».
Пойдем, девочки, завивать веночки! Завьем веночки, завьем зеленые!
Стой, мой веночек, всю недельку зелен, а я молодешенька , увесь год веселешенька!

На горе города, завиты ворота, в те ворота Наталья шла, за собой вела красных девушек.
Красных девушек, все подруженек. За Натальей шла Татьяна, за собой вела…
Березка, березка, завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, к тебе красны пришли, пирога принесли, со яичницей».

Горелки

Игра «Горелки» — традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в «Горелки» играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в «Битве мешками». Весовые категории при этом не учитывались — важнее равновесие.
Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в «Кости». Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором: Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии — — коридор шириной 10— 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки.
Дети — плетень читают:
Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
Иди назад, в лес, осинку погрызи!
И они выбывают из игры.
Дети — плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз, нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.