20140507-1

Лабодина Светлана Владимировна
учитель-дефектолог первой категории, учитель-логопед.

20140507-1Многих родителей умиляет, когда малыш неправильно произносит отдельные звуки и слова. А некоторые даже повторяют за ребенком смешные ломаные словечки. Малыш растет и постепенно то, что когда-то казалось милым и забавным, становится неприятным и вредным. Так нужно ли обращать внимание на дефекты детской речи?

Уважаемые родители, прислушивайтесь! Все ли звуки четки и ясны в речи Вашего малыша? Впрочем, к 4-5 годам ребенок и сам, обычно, осознает свой недостаток, переживает, иногда замыкается в себе. Двух мнений тут быть не может: заняться исправлением просто необходимо. И без квалифицированной помощи логопеда здесь просто не обойтись! Недостатки речи – серьезный дефект, способный задерживать и общее, и умственное развитие. Если до школы ребенок не научился правильно говорить, неизбежны ошибки при чтении и письме. Прежде всего, надо выяснить, каковы нарушения. Наиболее часто неверно произносятся шипящие Ш,Щ,Ж; свистящие С,З и сонорные звуки Л,Р.

Существует несколько вариантов неправильного произношения звуков и важно это знать. Иногда ребенок не произносит какой-либо звук. Вместо слова «шапка» ребенок произносит «апка». Нередко дети один звук заменяют другим «сапка» вместо «шапка». Или искажают звук, заменяя его другим, несуществующим в русском языке. Например, звук «с» произносят с высунутым между зубами кончиком языка. Другой дефект – неустойчивое пользование звуком. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других нет, отдельно звук произносится правильно довольно легко, а в словах или предложениях ребенок им не пользуется.

Опыт показывает, что прежде, чем начать коррекцию звукопроизношения, необходимо нормализовать подвижность губ и языка. Для этой цели служит комплекс артикуляционных упражнений, который активизирует мышцы речевых органов, учит управлять ими, удерживать в заданном положении. Малыш учится делать язык «лопаточкой», «иголочкой», напрягать и расслаблять его. Для тренировки губ можно посоветовать беззвучно произносить звуки И-О-У. Упражнения для губ дают эффект, когда их выполняют многократно. Лучше это делать перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения.

Не менее важно для формирования чистой, четкой речи слуховое восприятие и внимание ребенка, а также слуховой контроль за собственным произношением. Малыш, под неусыпным контролем взрослого, должен узнавать и выделять звуки сам. Этой цели служат всевозможные варианты игры в слова на заданный звук. Разнообразить игру можно при помощи картинок или игрушек. Обычно, детям не сразу удается сопоставить и выделить звуки, близкие по положению органов речи в момент произношения. Таковыми являются звуки С и З, С и Ц, Ш и Ж и т.д. Не расстраивайтесь, если что-то не получается! Пусть Ваш ребенок называет слова, содержащие эти звуки, в начале, середине и конце. Занятия необходимо проводить регулярно 1-2 раза в день по 10-15 минут в игровой форме, чтобы не было усталости.

Дорогие родители! Надеюсь, что Вам поможет данная информация и Вы примете самые действенные меры, чтобы Ваш ребенок научился говорить правильно. За дополнительной консультацией Вы можете обратиться в наш центр.

20140507-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *