20140603-1

Володина Т.В.
Педагог-психолог первой квалификационной категории

20140603-1Расставание как социально-психологическое явление выражается в разрушении привычных условий (или форм) значимого общения и в изменении психологического содержания и характера межличностных отношений. Данное определение демонстрирует, что феноменология расставания характеризуется многомерностью. Как сложное явление оно имеет множество форм выражения в конкретных ситуациях, которые подлежат классификации. Например, принято выделять физическое расставание вследствие пространственного отделения или дистанцирования и психологическое расставание вследствие эмоционального отчуждения или психологического отстранения; краткосрочные и долговременные расставания; расставания с родственниками, друзьями, любимыми в зависимости от вида межличностных отношений и т.п.

Положение о деформации привычных условий и форм межличностного общения подчеркивает негативное личностное значение расставания. Ситуация расставания с близким человеком актуальна для каждого возрастного периода.

Однако, в дошкольном возрасте (как периоде, сензитивном для развития) она приобретает особенное значение – выступая фактором разрушения общения, расставание способно деформировать процесс личностного становления.

В дошкольном возрасте ситуацию расставания в большинстве случаев порождает необходимость поступления ребенка в государственное учреждение. Согласно результатам исследований, большинство детей испытывают трудности в адаптации к новым социальным условиям. Мы склонны полагать, что данные трудности связаны с трагедией расставания со значимым взрослым.
Для исследования переживания расставания в дошкольном возрасте применялись рисуночная методика «Мое расставание», беседа. В качестве испытуемых выступили дети в возрасте 4,5 – 7лет. Процедура исследования. Педагог-психолог вначале предлагает детям нарисовать расставание. Затем с каждым ребенком проводится беседа, включающая следующие вопросы: 1). Тебе было страшно расставаться? 2). Ты плакал(а)? 3). Тебе было грустно? 4). Ты не хотел(а) расставаться? 5). Ты пытался задержать того, кто уходит? 6). Ты с кем расставался? 7). Что ты думал(а) о расставании? Вопросы, организующие беседу, были построены на основании анализа рисунков. Содержание вопросов имело уточняющий характер – в ходе беседы подтверждались или отвергались сформулированные в ходе анализа рисунков положения. Необходимость использования данной методики вполне правомерна. В психодиагностической практике находят широкое применение разнообразные рисуночные методики (ДДЧ, «Несуществующее животное» и т. п.). Рисунок расставания также заключает в себе проективную ценность и представляет интерес для исследователя. В ходе анализа рисунков были также использованы материалы теста ДДЧ, положения М. Люшера о психологии цвета, результаты исследований Г. Фирса (значения размещения рисунка и перспективы), В.В. Подпругиной, И.В. Блинниковой (значения символов).

Выделено несколько параметров изображения расставания:
1) Цветовая гамма рисунка – анализируется на основании положений М. Люшера о психологии цвета; выявляется эмоциональный фон расставания (5).
2) Размещение рисунка (над центром листа, точно в центре и т.п.) и перспектива выражают основные характеристики потребностно-мотивационной сферы и соответствующую линию поведения (материалы теста ДДЧ).
3) Изображение определенного этапа процесса расставания: ожидания расставания, момента расставания и периода после расставания (разлуки).
4) Дистанция между изображенными фигурами расстающихся людей как отражение особенностей восприятия взаимоотношений в ситуации расставания.
5) Мимика и пантомимика изображенных фигур как непосредственные выражения внутреннего мира субъектов расставания.
6) Количество изображенных фигур, субъектов расставания или возможное их отсутствие.
7) Изображенное значимое лицо: родители или другие близкие родственники – учитываются особенности конкретной ситуации расставания.
Выделенные параметры анализа представляют попытку многоаспектного изучения визуализации представлений о расставании.

Применение рисуночной методики эффективно при описании специфических характеристик образа расставания, что является очень важным при изучении возрастных особенностей переживания. Рассмотрим особенности визуализации расставания в дошкольном возрасте. Во-первых, выражена тенденция изображать расстающихся людей на предельно близком расстоянии – зачастую они держатся за руки, обнимаются и т.п. Дошкольник комментирует этот момент изображения примерно так: «не хочу остаться одна без мамы и папы»; «не хочу, чтобы мама уходила». Во-вторых, настроение протеста выражает также доминирование в рисунках черного цвета. Согласно положениям о психологии цвета М. Люшера, предпочтение черного цвета – это «провозглашение того, что все идет не так, как должно идти, это своего рода бунт против судьбы или против того, как складывается жизнь». Заявление указанного исследователя, что такой бунт неразумен и в крайней степени неосмыслен. Так же, как нельзя лучше характеризует реакцию дошкольника на расставание – в ходе беседы было установлено, что дошкольник не может воспринять значимость объективных факторов разлуки. Они действительно представляют для него что-то из ряда вон выходящее и непоправимое или даже не существуют как реальные. Виновным в происходящем признается значимый другой – в его роли выступает обычно один из родителей (прежде всего мать).

20140603-2

В связи с нашим рассуждением об обвинении уходящего взрослого приведем здесь высказывание Дж. Боулби о том, что ребенок «черпает энергию протеста, то есть энергию, направленную на возвращение уходящего лица, в гневе». Гнев понимается как интегральная реакция горя. Обвинение взрослого сопряжено с ощущением собственной беспомощности – об этом свидетельствует чрезвычайно маленькие размеры фигуры самого ребенка по сравнению с фигурой взрослого, а также размещение первой фигуры внизу листа как выражение ограниченности и скованности реальности, ощущения опасности и дискомфорта. Показателем присутствия гнева 70 в переживании расставания со значимым взрослым выступает комбинация черного и красного цвета .

Дети, для которых разлука на момент выполнения задания не являлась актуальной, использовали обычно предпочитаемые в этом возрасте сочетания красного, зеленого, желтого и синего цветов. Считается доказанным (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), что дети в этом возрасте способны очень быстро реабилитироваться в условиях своевременного возвращения родителя. Однако, несмотря на это обстоятельство, во всех рисунках дошкольников отмечается присутствие страха. Об этом говорит изображение широко раскрытых глаз и рта (по материалам теста ДДЧ) только у одного из субъектов расставания – самого ребенка. Подчеркнем, что выражение страха – самый характерный признак мимики лица; изображение слез и других проявлений горя и отчаяния отсутствует. На вопрос экспериментатора: «Плакал(а) ли ты?» ребенок не дает однозначного ответа, хотя наблюдения об этом свидетельствуют (Дж. Боулби, А. Фрейд, М. Эйнсворт, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и др.). Это связано, по-видимому, с низкой рефлексивной способностью ребенка в этом возрасте, что затрудняет сам процесс исследования.
Опыт расставания способствует возникновению или подкреплению страха остаться без защиты значимого взрослого. Следует предполагать, что этот страх является важной составляющей внутреннего мира ребенка дошкольного возраста и в нормальной повседневной жизни принимает бессознательную форму. Изображение расставания в дошкольном возрасте представляет только один его этап – момент прощания. Этапа ожидания не существует, поскольку ребенок в силу неразвитости прогностических способностей не воспринимает информацию о предстоящем событии; хотя здесь может иметь значение и решение родителей не сообщать ребенку о расставании до самого последнего момента. Периода разлуки и одиночества также не прослеживается – выборка представляла детей с т.н. нормальными случаями расставания, предполагающими своевременное возвращение родителей и не имеющими психопатологических последствий. Можно заключить, что расставание в сознании ребенка дошкольного возраста отразилось как конкретная ситуация физического отдаления, вызывающая страх (вследствие утраты защиты) и комплексную реакцию протеста и гнева. «Объектом» расставания оказывается значимый взрослый – родитель или заменяющее его лицо.

Представленные результаты исследования демонстрируют высокую личностную значимость и распространенность ситуации расставания в дошкольном возрасте. Тем самым, следует полагать, что травма физического дистанцирования от родителей как следствие пребывания в госучреждении является доминирующим фактором, затрудняющим адаптацию к новым социальным условиям. Это ставит необходимость разработки специализированных программ психологической помощи дошкольникам в процессе адаптации, которые были бы ориентированы на преодоление кризиса расставания с близким взрослым. В настоящее время таких программ не существует. Возможно, это связано с тем, что исследование феномена расставания представляет новую область психологического анализа и проблемы, смежные или сопряженные с данной тематикой, не получили пока должного рассмотрения и практического осмысления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.