Мокеева Лариса Ивановна
Инструктор по физической культуре
(Всем родителям, независимо от того, мальчик у них или девочка, очень хочется видеть своего ребёнка крепким, ловким, здоровым и сильным. Поэтому многие начинают задумываться о спортивных занятиях для ребёнка чуть ли не с рождения.)
Для того, чтобы ребёнок был здоров и счастлив, не переутомлялся в школе и не болел, у него должно быть обыкновенное детство: с играми и физкультурой.
Однако многие родители обращают внимание только на умственное развитие ребёнка, забывая о гармонии, и спохватываются лишь тогда, когда физическое состояние начинает внушать опасения. Ребёнку дошкольного возраста – буквально с годика! – необходимо активное движение, родители же подчас предпочитают занимать досуг детей малоподвижными настольными играми. Это, безусловно, менее хлопотно и для многих семей наиболее приемлемо. Общее же положение вещей таково. Большинство детей дошкольного возраста страдает от гиподинамии – недостатка двигательной активности. Многие дети только в детском саду и в школе впервые видят спортивные снаряды и начинают делать зарядку. Очень малое количество детей регулярно занимаются дома хоть каким-то видом физической активности. При таком уровне вполне естественны непрерывные болезни и стрессы, недостаточно хорошая физическая форма, нарушения осанки, плоскостопие, проблемы с весом.
Ежедневно наши малыши выполняют свою двигательную норму меньше чем наполовину. И помочь им наверстать упущенное можем только мы, родители. Двигательный режим ребёнка должен обязательно включать в себя бег, ходьбу пешком, езду на велосипеде или самокате, по возможности занятия спортом (плавание, лыжи…) и, конечно же, различные подвижные игры, которые в этом возрасте равнозначны физическим упражнениям. Подвижные игры развивают ловкость и силу, быстроту и выносливость, учат действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретаемые сегодня в детских играх, завтра пригодятся в самых разных жизненных ситуациях.
Рекомендации для родителей:
1. Начнём с малого – займёмся бегом, танцами под ритмичную музыку, будем больше гулять, играть с мячом, скакать через скакалку, играть в догонялки, прыгать. Физические нагрузки должны быть разными, но не чрезмерными. Необходимо чередовать занятия: плавание, бег, игры с мячом, велосипед. Кстати, и домашняя работа может помочь избавлению ребёнка от гиподинамии – подмести квартиру, погулять с собакой и пр. Если умеренно заниматься тем-другим-третьим, ребёнок будет гармонически развит физически.
2. Очень желательно, чтобы ваш ребёнок имел понятие о правилах безопасности и элементах первой помощи – всякое бывает. Никогда не старайтесь форсировать освоение какого-либо приёма, именно при этом чаще всего возникают перегрузки и травмы. Главное, чтобы ребёнок занимался с удовольствием, а не через силу.
3. Главный критерий пользы и качества спортивных занятий – самочувствие и настроение ребёнка, если он весел и доволен, хорошо ест и спит – вы добились желаемого результата. Если же ребёнок с неохотой идёт на занятия, старается увильнуть от них под любым предлогом, значит, что-то было сделано неправильно или вы неправильно выбрали секцию. В любом случае не забывайте хвалить и поощрять ребёнка, даже если у него на первых порах почти ничего не получается.
4. Обеспечить детям , начиная с рождения, возможность свободного движения в любых условиях. Задача родителей – стимулировать это движение всегда и везде и , прежде всего, личным примером! Нет ничего более преступного в отношении своих детей, чем окрики: «Прекрати бегать», «Сиди спокойно» и т.п.
5. Если ваш ребёнок полюбил какой-либо вид спорта – радуйтесь! Это означает, что неизмеримо выросли его шансы найти себя в жизни, реализоваться как личность, научиться трудиться, занять своё достойное место среди сверстников и друзей, получить психологическую опору для развития чувства собственного достоинства и уважения к себе, найти новый круг общения, отвлечься от «улицы», «дурной компании», улучшить физическую подготовленность, здоровье и т.п. Всё это ценно само по себе, даже если он не будет великим спортсменом.
6. Будьте поосторожнее с такими видами спорта, как волейбол и баскетбол. Ими лучше заниматься после 12-14 лет. Хоккей – силовой вид спорта и может быть весьма опасен для неподготовленного новичка. В эту секцию надо отдавать детей, имеющих хорошие физические данные. Детям младше 10 лет идеально подходят танцы и плавание. Очень хорош для развития теннис. И большой, и настольный. Против настольного тенниса нет вообще никаких противопоказаний, он хорошо развивает координацию движений и мелкую моторику.
7. Очень полезны зимние виды спорта: большой закаливающий эффект сочетается с равномерной нагрузкой на все группы мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, глубоким дыханием. Ставить на лыжи или коньки можно уже двухлеток, которые уверенно сохраняют равновесие при ходьбе и беге. Профессиональные тренировки раньше всех начинаются у фигуристов. В секции принимают детей, начиная с 4 лет. Прекрасно подходит для детей-астматиков и детей, ослабленных ОРЗ и ОРВИ, занятия гимнастикой ушу. В секции восточных единоборств берут с 5-6 лет. В результате занятий ребята становятся увереннее в себе, подвижнее и осторожнее. Агрессивные, казалось бы, виды спорта, делают мальчишек спокойнее, работоспособнее, укрепляют их психику.
Таким образом, воспитать ребёнка здоровым – это большой труд. Главное – научить его вести здоровый образ жизни. Родители как никто другой должны стать примером:
— совместно заниматься спортом или поощрять самостоятельные занятия;
— соблюдать рациональный режим и правильно питаться;
— сохранять благоприятную обстановку в семье.