20140328-1

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Карлова Н.В.

20140328-1Чувство милосердия вечно, слово «милосердие» — старо как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновленное слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка 2014 года, то слово «милосердие» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и все еще недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым, милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем деле на смену злым детям могут прийти злые внуки.

Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.
1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный — жестокий, ожесточенный, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий ее, пренебрегающий ею. Чужая боль, чужое несчастье — вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос о том, как научить ребенка чувствовать чужую боль — это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли. То есть сострадать. Милосердие — это сострадание.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства. Но это не так.
Милосердие — естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией.

Оно даже не воспитывается примером!

Кто не видел 15-18 летних девушек и парней, которых, кажется, ничем не проймешь. Все человеческое им чуждо. А ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным.
Наверное, это так. Соприкосновение с живым рождает живые чувства. Но заметьте, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижает хозяина, не предает его, а с человеком случается всякое…. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как все-таки научить ребенка ощущать боль живого?

«Оно живое, значит, ему может быть больно», — постоянно исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребенку эту мысль. Все живое — болит, все живое чувствует эту боль.

20140328-2

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо менять отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один, и только один способ учить милосердию — быть милостивым к ребенку. Милость, милосердие к ребенку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение. Всепрощение — это безразличие, в безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители.

Милостивые, милосердные родители страдают, когда их ребенок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно может породить чувство ответного страдания у ребенка.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах, — этому мы будем учить ребенка с тех пор, как только он начнет понимать нас.

5. Жизнь наша трудна: многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу, зависть, ребенок часто бывает свидетелем злых скандалов. Было бы наивно призывать к миру немирный дом. Или учить родителей не скандалить в присутствии детей. Но все-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребенка, размягчить его, утешить, пожалеть, чтобы он не думал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Внушайте детям, что милосердие — это не слабость, а сила, что милосердие — это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

6. Милосердие — это и чувство, и поступок.

Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок. Нас много лет учили «не унижать человека жалостью», но ведь это не Горький сказал, это сказал его герой, выбитый из жизни и теряющий человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека — и того, кто жалеет, и того, кого жалеют. Если меня жалеют — значит , я чего-то стою, значит у меня есть еще надежда. Особенно важно пожалеть ребенка, когда он перед всеми провинится, совершит что-то ужасное, такое, что от него все отвернутся. Пусть его покарает закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец все равно должны быть милосердными к нему. Помните, как у Пушкина: «И милость к падшим призывал!». Падший — погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Но вот еще один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребенка — книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие слезы у детей. Но все-таки ищите и такие фильмы. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте с ними Войнич «Овод», книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, Троепольского.

Детские слезы…. Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы-слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами! Учите детей не стесняться делать добро. Ведь часто подростку трудно перешагнуть через внутренний барьер боязни, что над ним могут посмеяться, подшутить над его сердобольностью. Отвыкли как-то от милосердия….Давайте снова привыкать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.