(совместный творческий проект ГКУ СО « СРЦН «Гармония» и образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств имени М.А. Балакирева)
Ларина М.Е.- воспитатель ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»»
Филатова Е.Е— воспитатель ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»»
Белосова Л.А.- художественный руководитель образцового детского музыкального театра «Акцент» школы исскуств имени М.А. Балакирева.
Матюшкова Г.В. — режиссер образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств имени М.А. Балакирева.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.»
Вольтер
Актуальность проекта:
В современной России остро стоит проблема профилактики правонарушений. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Работая с детьми девиантного поведения, мы убедились, что культуре досуга необходимо учить, начиная с раннего детского возраста. Дело педагога — создать соответствующие педагогические условия. В ГКУ СО « СРЦН «Гармония» научить детей и подростков умениям и навыкам самоорганизации – важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из необходимых этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.
Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Причины:
1. Дети не посещают театр, театральные кружки, студии.
2. Недостаточно уделяется времени беседам о театре.
3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта: Формирование у воспитанников интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей, привлечение детей к занятиям в театральных кружках после срока реабилитации.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
• Формировать представления детей о театре, его видах,
• Расширять кругозор детей.
• Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
Задачи интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»:
• Пробуждать интерес к театру;
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
• Содействовать развитию творческой активности детей.
• Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
• Приобщать детей к совместной дизайн — деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
• Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
• Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей.
• Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
• Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
• Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес к занятиям в театральных кружках и студиях.
Предпосылки учебной деятельности: личностные — умение оценивать собственную деятельность и свои возможности;коммуникативные — умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;познавательные – умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: маски, костюмы, атрибуты для театрализации.
Формы и методы организации проекта
— Педагогические наблюдения.
— Беседы.
— Совместная организованная деятельность.
— Театрализованная деятельность (постановки, сценки).
— Игры.
— Чтение художественной литературы.
— Просмотр музыкальных спектаклей образцового детского музыкального театра «Акцент» школы имени Балакирева.
Тип проекта: творческо-познавательный;
Длительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели и воспитанники СРЦН «Гармония»образцовый детский музыкальный театр «Акцент» школы имени Балакирева.
Основные этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у детей по созданию условий для его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта.
4. Организовать творческое взаимодействие воспитанников центра и коллектива образцового детского музыкального театра «Акцент».
II. Основной этап:
Задачи:
1. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
2. Организовать поезки в школу искусств им. М. А. Балакирева на просмотр спектаклей образцового детского музыкального театра «Акцент».
3. Определить участников спектакля из воспитанников ГКУ СО« СРЦН «Гармония»» разучить и отрепетировать роли совместно с режиссером театра «Акцент» Матюшковой Г.В.
4. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке спектаклей.
5. Изготовить реквизит, афиши.
III Заключительный этап:
Совместныепоказы спектаклей и концертной программы воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент», участие в фестивалях и конкурсах.
Задачи:
1. Подготовить к показу театрализованные представления и концертные программы воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент» (Поддерживать желание воспитанников активно участвовать в представлении, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности).
2. Принять участие в городских и межрегиональных конкурсах и фестивалях.
3. Фотоотчеты, выполненные в виде стенгазеты (возможность поделиться впечатлениями, рассказать о приобретенных знаниях и умениях.), отчеты на сайте учреждения.
Итоги проекта:
Наблюдая за воспитанниками, участвовавшими в подготовке спектаклей и концертных программ, мы пришли к следующим выводам:
Участвуя в театральной деятельности , дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, умению общаться со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения целом, так отдельных литературных героев.
Участие в спектаклях и концертных программах помогло воспитанникам адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние. Снизились тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями. У несовершеннолетних повысилась самооценка.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность детей и подростков, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Подводя итог, хочется сказать о том, что сцена даёт возможность донести до зрителя многое из того, что постоянно ускользает от внимания. Она помогает ввести детей и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам любви и красоты.
В результате работы над проектом «Волшебный мир театра»:
1. В актовом зале ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» в 2017г. состоялся совместный показ спектакля по произведениям С. Я. Маршака «Были и небылицы на цветных страницах» воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» (руководители Филатова Е.Е. и Ларина М.Е.) и образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств им. М.А. Балакирева (руководители Белосова Л.А. и Матюшкова Г.В.).
2. В 2018г. на базе школы искусств им. М.А. Балакирева состоялся совместный концерт воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент».
3.Отрывок из спектакля по произведениям С. Я. Маршака «Были и небылицы на цветных страницах» с участием детей нашего центра был показан в апреле 2017г. на VII региональном творческом Фестивале-Конкурсе юных талантов «Творчество. Успех. Радость!», где получили диплом лауреатов II степени, и были приглашены на Гала — Концерт в г. Самара.
4. В 2018г стали лауреатами VIII регионального творческого Фестиваля-Конкурса юных талантов «Творчество. Успех. Радость!»
5. Литературно-музыкальная композиция «Детство» получила диплом лауреата I степени на фестивале военно-патриотической песни и поэзии «Белый журавлик» в 2017г.
В итоге: У детей сформировался интерес к миру театра, театрально-игровой деятельности. Они активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках, выступают перед различными аудиториями, появился интерес к занятиям в театральных кружках и студиях.