antistress1
antistress1

Орлова Маргарита Геннадьевна,
социальный педагог высшей
квалификационной категории.


antistress2antistress3

Всем давно известны терапевтические свойства изобразительного искусства. Не существует детей, которые бы не любили рисовать. Когда захожу в группу и спрашиваю, кто пойдет ко мне на занятия, желающих хоть отбавляй. Рисование — самый доступный способ снятия усталости и стресса, гармонизации и внутреннего успокоения. А это очень необходимо нашим воспитанникам, у которых зачастую непростые жизненные ситуации… Однако не у всех есть способности: иногда может не хватать навыков или фантазии.

Но далеко не всегда для того, чтобы прикоснуться к прекрасному, необходимо быть художником. Появившееся в США в 2010 году направление антистресс-раскрасок для взрослых и детей очень быстро завоевало популярность и продолжает активно развиваться благодаря своей эффективности и отсутствию ограничений.

Для того ,чтобы заниматься раскрашиванием, необходим набор карандашей или ручек и сама раскраска, подойдут и фломастеры – кому что нравится. На сегодняшний день существует большое количество сборников с основами самых разных тематик: геометрические раскраски и орнаменты, мандалы и природные мотивы, урбанистические и классические рисунки. Доступность обусловлена ещё и тем, что в свободном доступе в интернете можно найти множество образцов раскрасок. Чем я и пользуюсь с удовольствием. А можно и придумать самому.

Иногда я составляю раскраски самостоятельно, из отдельных элементов, затем распечатываю на листах для рисования (из школьных альбомов).

Как же работают антистресс-раскраски? В первую очередь, хочу отметить, что раскраски по воздействию близки к техникам арт-терапии, но всё же к ней не относятся. В арт-терапии происходит проработка проблемной ситуации посредством творчества. Основная же цель раскрашивания — избавление от стресса, снятие напряжения.

Опробовала эту технику на себе. При очень сильной усталости невозможно уснуть, Однажды, в такой ситуации, в каком-то журнале увидела красивую черно-белую мандалу, с мельчайшими деталями. Не было сил раскрашивать. В первый раз ее только разглядывала, мельчайшие элементы и узоры. А на следующий день рука потянулась к карандашам… И захотелось попробовать это с ребятами. Получилось!

Чтобы настроить ребят (а среди них много асоциальных подростков), вначале провожу беседу на тему пользы рисования. О профессиях художника, дизайнера, модельера, всех тех, где необходимы творческие способности. Рассказываю подробно, где и кем можно работать. Какие необходимы навыки, как их можно выработать. Показываю видеосюжеты с необычными техниками рисования. При этом непременно подключаю музыкотерапию, просто тихим фоновым звучанием. Обычно это или произведения Моцарта (об их пользе написано множество статей), или тихая классическая музыка, или инструментальная. Когда ребята успокоились и заинтересовались, предлагаю им выбрать раскраски по своему усмотрению, а их у меня множество, на любой вкус, для девочек и мальчиков, сказочные, волшебные, фантазийные, словом, всякие.

И начинается погружение в творчество. Все, кто видел детей на этих занятиях, удивляются, насколько они увлечены и спокойны.

Даже многие именитые психологи признают пользу этого занятия. «За счет повторяющихся движений при раскрашивании вы позволяете своему мозгу расслабиться и погрузиться в медитативный процесс», – объясняет арт-терапевт Саба Харуни.

Так зачем нужны раскраски-антистресс?

1. Это помогает заняться творчеством. Не все дети и взрослые умеют рисовать, поэтому раскраски — отличный выход из этого положения. Во время рисования человек испытывает различные эмоции. Иногда рисование сравнивают с психологическим тренингом или медитацией. Рисование и раскрашивание — это хороший способ снятия стресса через творчество.

 

antistress4


2. Это увлекательно и интересно. Открываем картинку, которая вам нравится и подходит под настроение и садимся раскрашивать. Очень быстро вы убедитесь в том, что время за этим занятием пролетает мгновенно.

3. Это отличная возможность расслабиться и привести мысли в порядок. Раскрашивание узоров, орнаментов, абстракций, красивых рисунков удобными для вас материалами (гелевой ручкой, фломастером, карандашами и т.д.) активирует различные области в обоих полушариях мозга. При этом процессе задействуется и логика, и креативность. Раскрашивание расслабляет, что снижает активность миндалевидного тела – области мозга, связанной с управлением эмоциями. А наши ребята неусидчивы, гиперактивны.

 

antistress5


4. Это снимает стресс. Когда мы сосредоточены на какой-то деятельности, мы забываем о своих невзгодах. Но оно также пробуждает наше воображение и возвращает нас в тот период, в котором, скорей всего, у нас было намного меньше стрессов. Таким образом, мы неосознанно и очень быстро приводим себя в хорошее состояние духа.

5. Это развивает мелкую моторику. Чем мельче рисунок, который мы раскрашиваем, тем активнее включается наша мелкая моторика. Работа мелкой моторики соотносима с функцией речи и познавательными способностями в целом, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

 

antistress6antistress7

Посмотрите на фото, какие красивые работы получаются у ребят (привожу 2 рисунка в качестве примера).

 

Попробуйте все, я уверена, что вам понравится!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.