ПсихКом1

 Педагог-психолог Портнов А.В.

В связи с получением лицензии на образовательную деятельность возникает необходимость приведения деятельности воспитателей нашего учреждения в соответствие с требованиями современных стандартов в системе образования, что, в свою очередь, предусматривает наличие глубоких психологических знаний и их использование в педагогической деятельности.

ПсихКом1

Требования к профессиональной компетентности педагога, к личности и профессионализму воспитателя обусловлены переходом в сфере образования от «знаниевой» к «компетентностной» парадигме. Высококомпетентный педагог сегодня тот специалист, который не только осведомлен о личностных особенностях детей и подростков, но и активно использует эти знания в практической деятельности.

Немаловажную роль здесь играет психолого-педагогическая компетентность, которая представляет собой умение строить свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ориентировочной, структурной и функциональной полноты, мотивационной и коммуникативной адекватности. Высококомпетентный педагог всегда должен быть знаком не только с мотивами и чувствами своих воспитанников, но и со своими мотивами и чувствами, а также владеть коммуникативными технологиями, дающими положительный результат, Он должен представлять себе причинно-следственные связи, обеспечивающие конечный положительный образовательный результат.

Довольно часто некоторые специалисты не видят различий между понятиями психологическая «компетентность» и «грамотность». А между тем, «психологическая грамотность» представляет собой начальный уровень компетентности. Ведь в основе любой грамотности, а значит и компетентности, лежит адекватное использование знаний и навыков, профессионального и личного опыта, видоизменённых личностью педагога и педагогической ситуацией. А значит, без глубокого знания психологии личности и малых групп, собственных потребностей, «плюсов» и «минусов», просто не обойтись.

В работах специалистов в области педагогической психологии структура психологической компетентности рассматривается более комплексно, что, впрочем, не идет вразрез со сказанным выше.

Во-первых, это компетентность коммуникативного порядка – способность адекватно принимать и транслировать информацию, поддерживать педагогически целесообразные профессиональные отношения.

Во-вторых, интеллектуальная эффективность как способность принимать эффективные с точки зрения педагогической деятельности решения, учитывая возрастные и индивидуальные различия воспитанника.

В третьих, социально-психологическая компетентность. Это умение стратегически и тактически планировать образовательные и воспитательные результаты, применять и даже разрабатывать технологии, выбирать средства достижения результата.

Таким образом, мы видим, что психолого-педагогическая компетентность – это не просто степень осведомленность в области психологии и педагогики. Это качественный уровень личностной готовности применения имеющихся знаний, а главное, необходимость самому педагогу быть самоактуализирующейся личностью, личностью готовой к изменениям, развитию, максимальному раскрытию собственного потенциала.

Проблемы современных школьников часто базируются на противоречиях между резко возросшим потоком информации и степенью развитости способности её обрабатывать. Изменилось мышление современного ученика. Оно отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление отличается наличием большого объема информации, которая носит эклектичный характер, выглядит как набор картинок, зачастую не имеющих логических связей. В ряде случаев ученик лишён нужного инструментария – способности к структурному анализу, логике, способности последовательно обобщать и, главное, объяснять. Сегодняшние дети с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей. Их внимание не устойчиво при устном изложении материала, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов, зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Такое мышление – защитная реакция организма от «информационного наводнения».

Значит надо вместе с воспитанником разыскивать логику предлагаемых фактов, обучать его критическому осмысливанию предлагаемых в средствах массовых коммуникаций сведений, формировать систему базовых убеждений способных играть роль фильтрующего элемента, отсекающего информационный мусор.

Личностная притягательность воспитателя имеет непреходящее значение в ходе педагогической коммуникации. Психолого-педагогическая компетентность проявляет себя здесь как способность особым способом взаимодействовать с другими людьми. Круто замешанная композиция из широкого кругозора, хорошего знания обсуждаемого предмета, оптимистического мировоззрения, умения владеть своими эмоциями и других личностных факторов создают образ харизматичного человека. А для фигуры воспитателя личностная притягательность тем более важна, ведь он вступает в коммуникацию с целью формирования личности воспитанника.

В общем-то, психолого-педагогическая компетентность не сводится только к одной характеристике, будь то личностные особенности воспитателя, либо его знания в сфере педагогики и психологии, либо сугубо профессиональный талант. Важно все, и именно эта закрученная композиция дает необходимый результат, как в преподавании предмета, так и в организации воспитательной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.