педагог-психолог Володина Т.В.
учитель-дефектолог Лабодина С.В.
У ребенка не сформировано понятие «школьная зрелость», в ее состав включены произвольность поведения, интеллектуальная, социальная, эмоционально — волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться в качестве общего показателя школьной готовности. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, владение планомерным восприятием, обобщенными формами мышления, логическими операциями и смысловым запоминанием. Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам. Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно — потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность.
Тип проекта: Развивающий.
Срок: 1 месяц (с 06 марта по 29 марта 2017г.)
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея: реализация системы педагогической работы разнообразными методами и приемами.
Цель: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школе. А также формирование интеллектуальной готовности, которая предполагает сформированность у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. В частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Задачи:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координаций;
- формирование интереса к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- развитие способности к пониманию и применению символов;
- развитие произвольности поведения;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения в коллективе;
- развитие самоконтроля;
- развитие творческого воображения;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Принципы работы с детьми:
• принцип научности;
• принцип развивающего обучения;
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип осознания процесса обучения.
Методы реализации проекта:
• двигательные, дидактические, имитационные, пальчиковые игры;
• беседа;
отработка навыков письма;
• элементы изотерапии;
• элементы телесно ориентированной терапии;
• психологические этюды;
• релаксационные упражнения;
• психогимнастика
Организация программы:
• Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
• Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
• Рекомендуемое количество членов группы – 3-4 человека
• Вся деятельность имеет единую структуру:
Подготовительный этап:
-Диагностическая программа по определению готовности детей к школьному обучению.
Основной этап:
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформирована способность и желание учиться.
Проект состоит из 4 занятий (каждое занятие состоит из 2 двух разделов по 3-4 упражнения в каждом) Задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.
Тематический план проекта
№ | Темы занятий | Количество занятий | |
В неделю | продолжительность | ||
1 | Знакомство со школой | 1 | 30-40мин. |
2 | Страна знаний | 1 | 30-40мин. |
3 | Разноцветный мир школы | 1 | 30-40мин. |
4 | Итоговое занятие «Скоро в школу» | 1 | 30-40мин. |
Заключительный этап:
Итоговое занятие: «Скоро в школу!»
Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• позитивное отношение ребенка к занятиям;
• отсутствие страха перед будущим поступлением в школу;
• выстраивание системы отношений при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, высокой произвольностью поведения и направленностью мотивационной сферы на учебную деятельность.
Дальнейшее развитие проекта: изучение и распространение опыта работы в СРЦ.
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:
Ход занятия:
Цель: определение сформированности мотивации к обучению; развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.
- Вводная часть.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! (Дети здороваются) Сегодня мы поговорим о школе, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так:
Коммуникативная игра “Здравствуйте по-разному”
Вы будете молча ходить по кабинету. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству ребят. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
- Основная часть.
Педагог-психолог:Скоро вы все пойдете в школу. Вы уже что-то знаете про школу? Сейчас вы это докажите.
Игра «Догадайся и ответь»
Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.
- Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
- Как в школе называют детей? (ученики)
- Где пишет учитель, когда объясняет урок?(на доске)
- Чем пишет учитель на доске? (мелом)
- Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
- Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник,тетерадь)
- Перерыв между уроками называется? (перемена)
- Зачем нужна перемена? (для отдыха)
- Прозвенел звонок начинается…(урок)
- Стол за которым пишут ученики – это…(парта)
- Что нужно сделать чтоб привлечь внимание учителя,если нужно что то спросить?(поднять руку)
- Какие отметки считаются хорошими?(4,5)
- Какие плохими?(2,3)
Педагог-психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о школе.
(Дети присаживаются на стулья)
Педагог-психолог: Перед выполнением следующего задания предлагаю вам немного размяться. Выполняйте вместе со мной.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели — встали, сели — встали
И на месте побежали.
Педагог- психолог: А теперь мы поработаем с карточками.
Учитель-дефектолог:
Упражнение на развитие фонематического слуха «Дифференциация цифр и букв»
Дефектолог называет цифры и буквы, дети хлопают в ладоши, если слышат цифру.
Упражнение на закрепление изученных букв « Я учу буквы»
По заданию учителя-дефектолога дети называют изображенную букву «Назови букву». Показывают букву при помощи своего тела. Выкладывают заданную букву фишками, карандашами. А затем придумывают слова, которые начинаются на звук, обозначаемый данной буквой.
Дидактическое упражнение «Зашумленные картинки»
Педагог просит детей назвать, все изображенные предметы, а раскрасить заданный.
- Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
Используемая литература
- Крупенчук.О.И. «Учим буквы» Москва 2003г.
- Шваб Е.Д. «В школу с радостью» Волгоград 2006г.
- Остапенко И.Е. «Веселая школа для до школят» Пермь 1993г.
- Мотыцин В.П. «Готовь руку к школе» Тверь 1993г.
- Калинина Р.Р «Тренинг развития личности дошкольника». Москва 2005г.