СкороВШколу

педагог-психолог Володина Т.В.

 учитель-дефектолог Лабодина С.В.

   У ребенка не сформировано понятие «школьная зрелость», в ее состав включены произвольность поведения, интеллектуальная, социальная, эмоционально — волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться в качестве общего показателя школьной готовности. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, владение планомерным восприятием, обобщенными формами мышления, логическими операциями и смысловым запоминанием. Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам. Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно — потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность.

СкороВШколу

Тип проекта: Развивающий.

Срок: 1 месяц (с 06 марта по 29 марта 2017г.)

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея: реализация системы педагогической работы разнообразными методами и приемами.

 Цель: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школе. А также формирование интеллектуальной готовности, которая предполагает сформированность у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. В частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Задачи:

  • развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координаций;
  • формирование интереса к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • развитие способности к пониманию и применению символов;
  • развитие произвольности поведения;
  • снижение уровня тревожных переживаний;
  • развитие навыков общения в коллективе;
  • развитие самоконтроля;
  • развитие творческого воображения;
  • поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Принципы работы с детьми:

• принцип научности;

• принцип развивающего обучения;

• принцип воспитывающего обучения;

• принцип наглядности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности;

• принцип осознания процесса обучения.

Методы реализации проекта:

•  двигательные, дидактические, имитационные, пальчиковые игры;

• беседа;

  отработка навыков письма;

• элементы изотерапии;

• элементы телесно ориентированной терапии;

• психологические этюды;

• релаксационные упражнения;

• психогимнастика

Организация программы:

• Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

• Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.

• Рекомендуемое количество членов группы – 3-4 человека

• Вся деятельность имеет единую структуру:

Подготовительный этап:

-Диагностическая программа по определению готовности детей к школьному обучению.

Основной этап:

Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформирована способность и желание учиться.

Проект  состоит из 4 занятий (каждое занятие состоит из 2 двух разделов  по 3-4 упражнения в каждом) Задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Тематический план проекта

Темы занятий

Количество занятий

В неделю

продолжительность

1

Знакомство со школой

1

30-40мин.

2

Страна знаний

1

30-40мин.

3

Разноцветный мир школы

1

30-40мин.

4

Итоговое занятие «Скоро в школу»

1

30-40мин.

Заключительный этап:

Итоговое занятие: «Скоро в школу!»

Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

• позитивное отношение ребенка к занятиям;

• отсутствие страха перед будущим поступлением в школу;

• выстраивание системы отношений при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, высокой произвольностью поведения и направленностью мотивационной сферы на учебную деятельность.

Дальнейшее развитие проекта: изучение и распространение опыта работы в СРЦ.

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:

Ход занятия:

Цель: определение сформированности мотивации к обучению; развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.

  • Вводная часть.

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! (Дети здороваются) Сегодня мы поговорим о школе, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так:

Коммуникативная игра  “Здравствуйте по-разному”

 Вы будете молча ходить по кабинету. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству ребят. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

  • Основная часть.

Педагог-психолог:Скоро вы все пойдете в школу. Вы уже что-то знаете про школу? Сейчас вы  это докажите.

Игра «Догадайся и ответь»

Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.

  • Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  • Как в школе называют детей? (ученики)
  • Где пишет учитель, когда объясняет урок?(на доске)
  • Чем пишет учитель на доске? (мелом)
  • Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  • Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник,тетерадь)
  • Перерыв между уроками называется? (перемена)
  • Зачем нужна перемена? (для отдыха)
  • Прозвенел звонок начинается…(урок)
  • Стол за которым пишут ученики – это…(парта)
  • Что нужно сделать чтоб привлечь внимание учителя,если нужно что то спросить?(поднять руку)
  • Какие отметки считаются хорошими?(4,5)
  • Какие плохими?(2,3)

Педагог-психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о школе.

(Дети присаживаются на стулья)

Педагог-психолог: Перед выполнением следующего задания предлагаю вам немного размяться. Выполняйте вместе со мной.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали.

Педагог- психолог: А теперь мы поработаем с карточками.

 Учитель-дефектолог:

Упражнение на развитие фонематического слуха «Дифференциация цифр и букв»

Дефектолог называет цифры и буквы, дети хлопают в ладоши, если слышат цифру.

Упражнение на закрепление изученных букв « Я учу буквы»

По заданию  учителя-дефектолога дети называют изображенную букву «Назови букву».  Показывают букву при помощи своего тела. Выкладывают заданную букву фишками, карандашами. А затем придумывают слова, которые начинаются на звук, обозначаемый данной буквой.

Дидактическое упражнение «Зашумленные картинки»

Педагог просит детей назвать, все изображенные предметы, а раскрасить заданный.

  • Заключительная часть.

 Рефлексия занятия.

Используемая литература

  1. Крупенчук.О.И.  «Учим буквы» Москва 2003г.
  2. Шваб Е.Д. «В школу с радостью» Волгоград 2006г.
  3. Остапенко И.Е. «Веселая школа для до школят» Пермь 1993г.
  4. Мотыцин В.П. «Готовь руку к школе» Тверь 1993г.
  5. Калинина Р.Р «Тренинг развития личности дошкольника». Москва 2005г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *