хлебоголова1

Конспект  учебно-познавательного занятия

Тема. «Хлеб — всему голова»

Бугрова Н.И.воспитатель

Форма. Беседа. Практика.

Цель. Ознакомить с историей возникновения хлеба, освоить азбуку кулинарии;

Задачи. 

1. Расширить знания воспитанников о пользе хлеба, о его ценности.

2. Расширять словарный запас детей.

3. Познакомить несовершеннолетних с процессом выпечки хлеба

Оборудование и материалы: Хлебопечка , кружка-сито, мерные стаканчики, мука, дрожжи, масло, соль, сахар.

Ход мероприятия.

— Отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый. 
(Хлеб)

— Отгадав загадку вы, уже догадались, о чём пойдёт речь на занятии.

— Так о чём же?

— Правильно, тема: «Хлеб – всему голова».

Рассказ воспитателя.

— Это было давно. Во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Историческая справка.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применялись для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».Оно созвучно с нашим словом «хлеб».Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы. 5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхлённый пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времён, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают и другие блюда с использованием муки. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Стихи о труде комбайнеров

В нём — здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна,

Хлебом – тем, что на столе.

Люди долго и упорно,

Потрудились на земле.

Вот об этом – то как раз,

Начинается рассказ.

Поднимались трактористы,

Умывались чисто – чисто.

В степь весеннюю с утра,

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт.

Капитаны – комбайнёры,

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого,

Выбивается зерно.

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

На большом хлебозаводе,

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», — шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай – Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

— С хлебом связано много обрядов. Так у славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности богу. Хлеб брали с собой, отправляясь сватать, с хлебом и солью встречали молодых по возвращению из церкви после венчания, хлеб клали в колыбель к новорождённому как оберег от злых сил.

Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке.

Был горький вкус людской беды,

На той беде замешан круто.

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута.

Когда кусок в руке моей,

Посыпан был щепоткой соли.

Приправлен маминой слезой,

Я есть хотел. А мама с болью.

Взгляд отводила стороной,

Как горе гостем частым.

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью.

Был равен горький хлеб войны.

У войны был свой хлеб. Небогатый , отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время.

— Во время войны можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Рассказ воспитателя  о том,как пекла хлеб её бабушка в военное время.

«Хлеб был темный, вязкий, с добавлением лебеды и промороженной картошки. Его невозможно было проглотить без воды. По вкусу он был колючим и горьким.»

Игра «Закончи пословицу».

* Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).

* У кого хлебушко, у того и (счастье).

* Хлеб всему …( голова).

* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

* Не шуба греет, а …(хлеб).

* В дороге хлеб не…( помеха).

* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).

— Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский лётчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери –

«Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что , им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем.»

Вот и сейчас, когда идет война в Сирии, люди и дети голодают. Наша страна помогает Сирийцам выжить в этой войне.

Практическое занятие «Выпечка хлеба»

Начали мы с изучения рецептов хлеба. И выбрали рецепт белого воздушного хлеба:

Мука пшеничная -420 гр. Сахар – 2 ст.л. Соль – 1 ч.л. Дрожжи – 1 ч.л. Масло растительное – 1 ст.л. Вода – 260 мл  Порядок приготовления:

Поместить ингредиенты в хлебопечь в следующей последовательности:

Вода, масло растительное, соль, сахар, мука пшеничная, дрожжи.

хлебоголова1

Дети с огромным желанием участвовали в процессе.

хлебоголова2

Хлеб удался на славу !

хлебоголова3

Итог занятия.

Закрепление правил бережного отношения к хлебу:

  • Береги хлеб, он дорого даётся.
  • Не оставляй недоеденных кусков.
  • Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
  • Продли хлебу жизнь.
  • Никогда не бросай хлеб.
  • Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Знакомые пословицы и поговорки о хлебе (называют воспитанники).

Хлеб бросать — труд не уважать. Чужой хлеб вкусен.

Человек хлебом живет, а не промыслом. Хлеб-соль ешь, а правду говори.

Хлеб поспевает — колхозник не гуляет. Хлеб да вода — здоровая еда.

Хлеб греет, не шуба. Хлеб вскормит, вода вспоит. Хлеб — всему голова!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.