разв

Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.

Дети дошкольного и школьного возраста ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Коммуникативные возможности ребят с речевыми нарушениями гораздо ниже, чем у нормально развивающихся детей. Они испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала.  Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова). Одним из путей повышения коммуникативных возможностей детей является обучение речевому этикету дошкольников, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации (С. М. Миронцева).

Обучение речевому этикету происходит в играх, при чтении детской литературы и специально организованных занятиях, где ребят учат применять формулы речевого этикета в различных ситуациях общения: приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

Для упражнения детей в использовании речевых формул применяются задания на овладение средствами околовербального общения (интонация, уважительный тон, мимика, жесты), воспитанники анализируют ситуацию, ищут варианты решения проблемы. 

Представляемое педагогами занятие приурочено к празднику, отмечаемому 11 января во всем мире Дню «Спасибо», инициаторами утверждения которого стали Юнеско и ООН. Цель события – напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.

 разв

Тема занятия «Спешим на помощь».

Цель: формирование культуры речевого поведения.

Задачи:

Развивать навыки коммуникативного  общения в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, желание прийти на помощь.

Развивать интонационную выразительность, мимику.    

 

Ход занятия

Учитель-логопед. Здравствуйте, дорогие ребята! Игр немало есть на свете, поиграть хотите, дети?

Дети. Да, хотим!

Учитель-логопед . Я соединю всех вас одной нитью, а клубочек отдам Руслану. Наматываю нить обратно и обращаюсь к нему очень ласково: «Руслан, рада тебя видеть». Скажи так же Насте.

Дети передают клубок, сматывая нить и проговаривая ласковые имена.

Король. Помогите кто-нибудь. Вчера по нашей стране вежливости пронесся сильный злой ураган и унес все добрые вежливые слова. Все страдают. Помогите нам!

Учитель-логопед . Нас просят о помощи, ну что, поможем? Что мы можем сделать?

Педагог подводит детей к ответу – вернуть вежливые слова.

Учитель-логопед . А вы знаете вежливые слова? Я предлагаю собрать все вежливые слова и отправить их в посылке в страну Вежливости. Я положу первые вежливые слова – «спокойный ночи».

Педагог предлагает детям поискать в зале карточки с изображением ситуаций, где люди говорят вежливые слова друг другу.Затем загадывает загадку:

Оля знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех

Это слово ходит следом

За подарком за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Ребята, кто догадался, что это за слово?

Дети. «Спасибо»

Педагог. Когда мы его произносим?

Дети. Когда мы его благодарим за что-то.

Учитель-логопед . Вот послушайте историю, которая произошла с соседским мальчиком. Пришел однажды мой сосед Боря из школы, пообедал и сказал сестренке (говорит грубо): «Спасибо, Настенька, обед был очень вкусным». А Настя обиделась. Почему? Ведь он сказал волшебные слова.

Учитель-логопед . Правильно, он сказал их очень грубо. Оказывается, важно не только говорить добрые слова, но говорить их доброжелательным тоном, ласково, искренне. Люди обращают внимание на то, с каким настроением это сказано. Я вижу, здесь две кепки лежат, примерю-ка их (надевает кепку, и у него вырываются «слова»). Спасибо, Катя, ты мне очень помогла. Ой, что это со мной? Как я сказала?

Дети. Грубо, сердито, злобно.

Учитель-логопед . Это синяя кепка заставляет меня грубить, лучше красную примерить (надевает красную кепку). Спасибо, Катя, ты мне очень помогла. Ой, что это опять со мной? Как я сказала?

Дети. Радостно, нежно, доброжелательно, ласково.

Педагог. Выходи, Вова, попробуй и ты. Но не забывай, что синяя кепка грубая, а красная – доброжелательная. Что же нам делать с этими кепками? Красную отправить в посылке, а синюю я оставлю себе на перевоспитание.

Учитель-логопед .  Животные в волшебной стране потеряли свои фотографии.  Давайте подберем к изображениям на этой таблице фотографии и объясним, что их так порадовало, разозлило или огорчило.

Игра «Зоопарк настроений».

Учитель-логопед .  Король забыл какие-то листочки с шифром. Давайте разгадаем.

Дети соединяют точки, получаются сердечки, объясняют, что может означать этот рисунок. (Спасибо, я тебя люблю и т.д.)

Учитель-логопед . Вот мы и собрали посылку. Нужно ее подписать, вежливым словом. Буквы на крышке разбросаны. Сложите их так чтобы получилось слово. Получается «спасибо».

Король. Король благодарит каждого ребенка: Сема, спасибо, ты очень старался при выполнении заданий, я благодарен тебе, Игорек, ты выполнил все задания и запомнил буквы… Прощается и уходит в волшебную страну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.