25.11.2016 в СРЦН «Гармония» прошел лекторий для родителей, где обсуждались вопросы влияния музыки, движения на речевое развитие детей . В рамках открытого логоритмического занятия педагогами представлены игры и упражнения в сочетании с ритмической основой: под музыкальное и стихотворное сопровождение. Участвовало 12 детей, имеющих различные речевые нарушения с 5 до 8 лет.
На примере музыкально-дидактических игр, упражнений с движениями, пальчиковой гимнастики, игры на музыкальных инструментах, было показано, как можно в ненавязчивой и интересной форме корректировать разнообразные речевые нарушения, развивая слуховое внимание, чувство темпа и ритма, певческие способности, формировать правильное дыхание, фонематическое восприятие, развивать артикуляционную моторику, воспитывать правильное звукопроизношение, расширять словарный запас. Подобные занятия вызывают у детей активный интерес, все участники с большим желанием выполняют упражнения и задания в играх.
Ниже предлагается конспект логоритмического занятия.
«В гостях у Федоры»
Цели и задачи занятия:
развитие слухового внимания, чувства ритма и темпа, координации речи, движения и музыки;
расширение певческого диапазона голоса;
воспитание зрительно-пространствен-ных ориентировок, развитие орального праксиса;
формирование правильного звукопроизношения;
закрепление образования уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
воспитание воображения и творческой активности.
Ход занятия
Дети под музыку в сопровождении учителя-логопеда входят в зал.
— Ребята, вы помните сказку «Федорино горе», от нее убежала вся посуда. Федора пригласила нас сегодня в гости, нужно помочь ей вернуть посуду. Чтобы быстрее дойти до домика Федоры, нам надо пройти через ручеек по кочкам, затем по извилистой тропинке, а потом по мостику.
Дети под музыку преодолевают препятствия: идут по «кочкам», обходят змейкой кубики, идут по скамейке и подходят к домику Федоры.
Музыкальный руководитель, учитель-логопед и ребята поют песню «Домик старенький»
Домик старенький,
открыл ставеньки,
он вприщурочку глядит,
в нем печурочка гудит,
из трубы идет дымок,
нас зовет на огонек.
На дверях у Федоры — табличка, на которой схематически изображены длинные и короткие звуки. Ребята отстукивают ритм в соответствии со схемой, проговаривая «тук-ту-у-ук».
Открывается дверь, выходит Федора с чайником и предлагает всем попить чай.
Проводится игра «Чайник и чашки»
Дети, исполняющие роль чашек, стоят по кругу, а в центре находится ребенок, изображающий чайник. Положение рук ребенка, исполняющего роль чайника: левая рука на поясе — это ручка чайника, правая дугообразно поднята вверх — носик чайника. Дети поют песню и идут по кругу.
Вот и чайник наш вскипел,
Звонко песенку запел,
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля
Очень нравится игра.
Дети останавливаются. Чайник продолжает.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу,
Крышка звонко зазвенела, пейте чай,
Вода вскипела.
Чайник сначала в быстром, а потом медленно произносит «Буль, буль , буль». Затем дети высоким голосом произносят «У-У-У». Чайник разливает чай в чашки (соединенные руки в виде чашечек) и все вместе издают звук С длительный. Когда чай будет налит в каждую чашку, воспитанники дуют на чай и облизывают вкусное варенье, выполняя круговые движения языком вокруг губ.
Учитель-логопед предлагает детям помочь Федоре — ласково позвать посуду. Проводится игра «Назови ласково»
– Слышите, что за стук? Это посуда решила вернуться к Федоре на лошадках.
Проводится игра «Лошадки»
Ребята стоят по кругу. В руках каждого из них по два кубика. Дети вместе с педагогом читают потешку:
На молоденькой лошадке —
Цок-цок-цок
(стучать кубиком о кубик в быстром темпе),
А на старенькой лошадке —
трюх-трюх-трюх,
в ямку бух!
(стучат в медленном темпе, а затем падают на ковер).
– А вот и ложки подъехали.
Проводится игра на ложках под ритмичную музыку.
– Вот посуда собралась, и Федора приготовила вкусный обед.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Обед Федора наварила
Всех Федора накормила.
Положила кошке в чашку,
Жучке в плошку,
А коту в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
– А для гостей мы приготовили пирог.
Дети исполняют хороводную песню «К нам гости пришли» сл. М.И. Ивенсен, муз. А.В. Александровой.
Федора угощает гостей и детей пирогами, ребята прощаются и уходят в группу.
В мероприятии приняли участие 30 человек, из них 11 родителей, 7 педагогов.
Специалистами центра было отмечено, что изучаемый материал , подаваемый в сопровождении движений и музыки усваивается быстрее и легче, так как одновременно активизируются все виды памяти (слуховая, двигательная и зрительная). Использование музыки на занятиях учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.