Лабодина С.В,учитель-дефектолог первой квалификационной категории.
Дети с задержкой психического развития и их нормально развивающиеся сверстники допускают ряд сходных ошибок. У тех и других встречается большое число неправильных написаний, обусловленных недостаточным уровнем овладения звуковой стороной речи. Имеются ошибки, причина которых кроется в недостаточном усвоении грамматических правил и неумении их использовать. Однако у ребят с задержкой психического развития таких ошибок значительно больше.
Вместе с тем несовершеннолетние с задержкой психического развития допускают и ряд специфических ошибок. Это смешение букв по их графическому сходству, а также стойкие ошибки, заключающиеся в неумении выделить предложение из текста. Для детей с задержкой психического развития крайне затруднена работа с деформированными текстами.
Они не дифференцируют грамматические понятия , а смешивают понятия «буква-звук». Также допускают смешение понятий «слог-слово», «слог-буква», «слог-слово-предложение».
Дети с задержкой психического развития употребляют ряд слов, которых нет в речи их нормально развивающихся сверстников. Особого внимания заслуживают слова, которые созданы ими и не употребляются в речи. В одних случаях ребенок выделяет только корневую морфему, в результате, образуются слова «осколки» обычных слов (термин Ушаковой). Таковы, например, «прыг» от прыгать, «крас» от красить. В других словесных новообразованиях наблюдается необычное соединение морфем.
Рекомендации родителям:
При возникновении у ребенка подобных нарушений необходимо обратиться к специалисту.
Постоянно контролировать и помогать при выполнении домашних заданий.