Взаимосвязь учителя-дефектолога и педагога-психолога в коррекционно-реабилитационной работе с детьми
Целью сотрудничества учителя-дефектолога и педагога-психолога в нашем центре является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога начинается уже на этапе первичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.
Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической работоспособностью.
На основании этих данных, составляются индивидуальный план работы.
Частота совместных развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-развивающего процесса. Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики.
Нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога:
проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-дефектолог обследует речь и познавательные процессы, педагог-психолог – уровень развития познавательной активности и эмоционально-волевую сферу).
На первом этапе работы предполагают решение следующих задач:
- дать понять каждому ребенку, что его ценят, уважают;
- помочь преодолеть изолированность, вызвать положительные эмоции от общения с детьми и взрослыми;
- создать эмоциональный настрой на совместную работу;
- сформировать чувство собственного достоинства;
- умение поддержать атмосферу радостного, делового общения
На втором этапе занятие включает психогимнастику. этюды на сплочение группы, задания на формирование фонематического слуха формирование грамматического строя речи ,артикуляционная гимнастика, логоритмика , релаксация, игры или предметно-практическая деятельность.
Смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционно-реабилитационном процессе.
Для того, чтобы повысить эффективность и исключить прямое дублирование , необходимо при коррекционной работе решение следующих задач:
- педагог-психолог формирует навыки познавательной деятельности;
- учитель-дефектолог их закрепляет.
Педагог-психолог обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В течение всего занятия педагогом-психологом отслеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей. Например: «Отработка моделей адекватного поведения в стрессовой ситуации на основе знакомства с русской народной сказкой «Маша и медведь», «Отработка умения правильно одеваться на материале лепки куклы из составных элементов…»
Совместно с учителем-дефектологом подбирается методический и дидактический материал: игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения. Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения.
Здесь следует учитывать:
- соотношение побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.)
- такт педагога;
- психологический климат в группе
- самоорганизация специалистов: собранность, настрой, педагогическая находчивость, оптимистический подход и пр.
Учет возрастных особенностей детей предлагает соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения с основными видами деятельности детей данного возраста, наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории.
Взаимодействие работы учителя-дефектолога и педагога-психолога тесно проявляется и в разработке коррекционно-развивающих программ, таких как «Развивалочка». На этом этапе мы намечали конкретные задачи работы по различным разделам программы. Выявляли связи между разделами, определяли общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими. В ежедневной работе связь педагога-психолога и учителя-дефектолога проявляется в обсуждении результатов проведенных коррекционно-реабилитационных мероприятий, в организации познавательно-комплексных занятий, во взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует и подборка пособий для проведения занятий .Совместная коррекционно-реабилитационная работа способствует не только более продуктивному процессу адаптации в социуме и в активизации речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму и в целом к обучению в школе.
Свою работу педагог –психолог строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога.Таким образом, тесное взаимодействие специалистов позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-дефектолога в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы в коррекционно- реабилитационном процессе. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей , обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.