Приемы обучения грамоте детей с ЗПР

Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.

Современная тенденция к интеграции детей с отклонениями в развитии в массовые школы делает актуальной проблему готовности детей с особыми образовательными   потребностями к школе. Известно, что успешное овладение знаниями в значительной степени зависит от развития ребенка, от того, насколько успешно сформировались на более ранних этапах необходимые для этого предпосылки.

К числу таких предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: слов, звуков.

Однако, как показывают специальные исследования, данное звено речевой системы у многих аномальных детей страдает (Р.Е. Левина, Г.А. Каше). Значительные трудности в овладении грамотой имеют дети с ЗПР.

Для успешного овладения грамотой необходима достаточная сформированность целого ряда ВПФ и познавательных процессов:

  1. Двигательный блок (общая и тонкая моторика);
  2. Зрительно-пространственный блок (глазодвигательные функции, зрительный гнозис, анализ и синтез, пространственные представления).
  3. Речевой блок – импрессивная и экспрессивная речь.
  4. Мнестический блок (слухоречевая память, зрительная память).

Системная задержка и частичная сформированность  выше перечисленных блоков ярко проявляется во время обучения чтению, например, при запоминании букв, смешивании сходных по написанию графем, недостаточной быстроте соотнесения звука с буквой, длительного времени перехода с побуквенного чтения на слоговое, искажение звукового состава слов, появлении больших проблем при соотнесении прочитанных слов с предметами, действиями, признаками и т. д. Дети очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Для профилактики и преодоления трудностей детей с ЗПР в овладении грамотой большое значение имеет первоначальный этап овладения навыками чтения. С этой целью используются упражнения и методические приёмы, направленные на преодоление тех причин, которые лежат в основе ошибочного чтения.

1) Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения.

          На уровне буквы:

— запись буквы рукой в воздухе;

— найти букву среди других букв;

— ощупать букву, сравнить ее с другими (зрительно и кинестетически);

— найти нужную букву и подчеркнуть ее в тексте;

— подчеркнуть знакомые слова, начинающиеся с этой буквы;

— обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;

— нахождение соответствующих букв среди других путем ощупывания с закрытыми глазами;

— дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее);

— тактильное опознание «наждачных» букв, обводка буквы по трафарету, шаблону, раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям, конструирование буквы из палочек, полосок, буквенного конструктора, тесьмы, лепка из пластилина;

— печатать на нелинованной бумаге, по точкам на бумаге в клетку и т.п.;

— использование словесного описания изображения буквы, например: буква Г – палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;

— использование стихотворений об образах букв различных авторов. Стихотворения иллюстрируются цветной картинкой;

— метод конструкции и реконструкции буквы;

— группировка стилизованных букв;

— работа по таблицам букв (взрослый показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слитно слог).

Обучение слогослиянию начинается после изучения первой согласной буквы. Сначала дети повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают слоги, протягивая каждый звук.

Этапы автоматизации навыка чтения.

Буквы (сначала гласные Г, затем согласные С)

Слоги типа СГ и ГС

Слоги (слова) типа СГС

Слоги (слова) типа ССГ и ГСС Двусложные слова типа СГСГ

и ГССГ

Слоги (слова) типа ССГС Двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

Слоги (слова) типа ГССС Трехсложные слова типа

СГСГСГ и СГСГСГС

Трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ.

— Чтение таблиц-треугольников, когда ребенок старается смотреть в центр, на точку, и называть слог слитно.

Постепенно увеличивается объем таблиц и усложняются слоговые структуры.

На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:

— метод чтения цветных слов, при котором каждая буква в слове написана разным цветом;

— цветовая маркировка слогов. Например: «Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика» (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например красным);

— игра «Слог потерялся». На доске записывают слова из текста с пропущенным слогом.

Ребята должны их прочитать, догадавшись, какой слог потерян. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне…ный, сне…овой, сне…т.

        Для развития зрительного опознания используется не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, слуховые ощущения, — а также межанализаторные связи при переработке информации.

        Данные игры и упражнения способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки.

        Для  закрепления звуко-буквенных отношений используются следующие упражнения:

— звукоподражание: рассматривание предметного изображения и подражания тому звуку,

который может издавать данный предмет. Например:

А – плачет девочка,

У – гудит паровоз,

— использование буквенных обозначений в виде предметов, в названии которых первый

звук совпадает с изучаемой буквой: о – обруч, х – хлеб, р – рука;

— задание подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы.

— упражнение в правильном произношении изучаемых звуков;

— артикуляционные упражнения;

— дыхательная гимнастика с использованием изучаемых звуков;

— фоноритмические упражнения;

— упражнения в дифференциации сходных слогов и слов: ла — ра, ма — мя, дом — том, Тима – Тина, суп – сук. Соотнесение прочитанных слов с картинкой;

— повторное чтение слогов и слов с правильным произношением;

— усложнение структуры слов с данным звуком: сон, Соня, сосна, собака, стройка и пр.

— соотнесение слова с картинкой или составление с ним предложения, объяснение значения слов.

3) Преодоление фонематических трудностей и буквенных замен, обусловленных недостатками фонематического восприятия.

Для развития звукового анализа и синтеза можно использовать такие приёмы:

— выделение звука на фоне слова (сначала в начале слова, затем в начале и конце слова, затем в середине слова: для анализа предлагаются слова, где данный звук стоит в сильной позиции). Учитель называет слово, дети выделяют звук и показывают соответствующую букву.

— чтение слогов по подобию: а о у; ма мо му; са со су; ла ло лу

— изменение порядка звуков в слоге. Например: су — ус, ом – ма

— работа с буквами разрезной азбуки: составление слогов, слов;

— сравнение слов, отличающихся звуко-буквенным составом;

— установление последовательности звуков и букв в слове;

— составление слова из отдельно названных звуков и слогов.

— чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:

кто — кот следы — слёзы

так — тот мука — муха

лыжи — ложись

4) Нарушения кинетического праксиса и сукцессивных процессов приводят к перестановкам букв, слогов, пропускам, повторам одних и тех же единиц чтения. Для предупреждения и преодоления этих ошибок можно использовать такие приёмы.

— сложить слова из слоговых карточек;

— сравнить слоги и слова, составленные из одинаковых букв, данных в разном порядке, определить их сходство и различие (сон, нос);

— игры «Слог потерялся», «Буква потерялась», «Найди ошибки»;

— игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

— упражнение на последовательное восприятие и запоминание слогов (аналогично можно упражняться с буквами и словами).

       Данные приемы и упражнения помогают эффективно решать коррекционно-развивающие задачи реализовывать системный и деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *