(из опыта работы учителя-дефектолога С.В. Лабодиной)
Снижение объема зрительной и слуховой памяти у воспитанников с задержкой психического развития – это проблема, с которой учитель-дефектолог сталкивается постоянно. В дошкольном возрасте это мешает выучить буквы и цифры, усвоить весь материал, необходимый, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным. В младшем дошкольном возрасте несовершеннолетний с трудом справляется с формированием начальных школьных навыков, не может выучить таблицу умножения, с трудом запоминает стихи и правила письма.
Чем же отличается развитие памяти у ребенка с задержкой психического развития от нормально развивающегося сверстника:
1. Снижен объем памяти и скорость запоминания.
2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме.
3. Зрительная память преобладает над словесной.
4. Произвольная память также снижена.
5. Наблюдаются нарушения механической памяти.
6. Наблюдается слабая помехоустойчивость.
При коррекции данного вида нарушений необходимо придерживаться следующих правил:
– надо поощрять и поддерживать любое проявление детской любознательности;
– материал, который вызывает живой интерес ребенка, запоминается лучше всего;
– при изучении нового материала необходимо опираться на уже изученный;
– в работе надо использовать наглядный материал;
– педагогу следует выделять и обращать внимание ребенка на наиболее значимое;
– концентрируйте внимание ребенка на выполнении конкретного задания;
– материал для запоминания вначале произносит педагог, и только потом ребенок;
– научите несовершеннолетнего находить опоры для запоминания;
– мотивируйте воспитанника тренировать свою память ежедневно и самостоятельно.
При правильном подходе к обучению и соблюдении данных правил дети с задержкой психического развития способны к усвоению логических способов запоминания и некоторых мнемотехнических приемов. Это позволит им в дальнейшем овладеть школьными навыками, самостоятельно справляться с выполнением домашних заданий и лучше усваивать материал на уроках, что способствует интеграции таких детей в школьное сообщество.