В дошкольном возрасте все дети с удовольствием слушают и стараются запомнить и пересказать стихотворения, но чем старше становится ребенок, тем чаще родители сталкиваются с проблемой заучивания произведений, заданных в школе. Иногда это связано с недостаточной учебной мотивацией, рассеянным вниманием, плохой памятью.
Обычно взрослые прибегают к традиционным способам заучивания: стихотворение читается дважды, затем проговаривается каждая строчка произведения, а ребенок повторяет, далее задаются вопросы по содержанию текста, объясняется смысл непонятных слов. Но, чтобы процесс заучивания стал более интересным можно отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения, пропевать стихотворения, подобрав подходящую мелодию, обыграть пантомимой текст, произнести его шепотом и очень громко. Хорошо запоминается материал с опорой на иллюстрации, мнемотаблицы (схематичное изображение основных смысловых моментов). Например, стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. | |
Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. | |
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. | |
Воробышки игривые, Озябли пташки малые, | |
А вьюга с ревом бешеным | |
И дремлют пташки нежные И снится им прекрасная, |
Интересные методы запоминания предлагают в своей книге И.Ю. Матюгин и Е.И. Чакаберия «Как запоминать иностранные слова».
Метод «соощущений» позволяет усилить представления. Представляя картинку ребенок может почувствовать напряжение мышц, услышать шум ветра, почувствовать запах весны.
Метод последовательных ассоциаций применяется при запоминании последовательности слов. Суть его в том, что в памяти удерживаются не только слова, а ассоциации, которые они вызывают. Из этих ассоциаций рождается сюжет рассказа, позволяющий правильно воспроизвести последовательность слов.
Метод отстраненности. Здесь необходимо умение хорошо расслабляться. Мы, взрослые, когда надо что -то припомнить (имя, адрес, телефон) создаем усилие, напрягаемся и, как правило ничего не получается. У детей отстраненность присутствует всегда : в играх, в стрессовых ситуациях. Отстраненность — один из эффективных методов развития памяти.
Таким образом, превратив «зубрежку» в игру, задействовав все виды памяти: зрительную, слуховую, кинестетическую, воображение, движение и т.д. Процесс запоминания становится более легким, быстрым и интересным.
Автор статьи: Бурмистрова Е.Н., учитель-логопед.