зик1

 учитель – логопед Бурмистрова Е.Н.

      Заикание – это патология, обуславливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи.

Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Причиной заикания могут быть перегрузки в режиме, испуг, вызванный поведением пьяного отца, скандалами в доме. Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой температуры, периода бурного развития речи, но и в результате подражания заикающемуся человеку.

На что должно быть обращено внимание взрослых в первую очередь? Первое о чем нужно подумать – это режим дня. Подъем в восемь часов и раньше, прохладный душ, днем обязательно отдых, прогулки на свежем воздухе. На прогулке не следует перевозбуждать нервную систему ребенка, лучше, если это будут спокойные игры, наблюдения. Вечерний сон в строго определенное время (20 – 21 ч.). Просмотр телевизора вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например, раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав. Вечером не рекомендуется смотреть телевизор, надо исключить все, что мешает сохранить покой ребенка.

Питание при заикании играет важную роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить шоколад, какао, кофе, так как они возбуждают нервную систему.

Очень важно приучать дошкольника слушать спокойную музыку, петь с ним, танцевать. При этом музыка не должна быть громкой.

Речь в присутствии ребенка  должна быть чуть замедленной, чтобы он мог организовать свой собственный темп. 

Занятия спортом, особенно всей семьей, полезны, нужны для здоровья ребенка, но необходимо исключить элемент соревнования, так как это стрессовая ситуация, которая провоцирует ухудшение речи.

Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался насмешкам. Важно готовить его к тому, что в жизни существуют не только добрые, но и злые люди. Нужно учить  достойно давать отпор.

Для заикающихся детей игра полезна как средство тренировки речи. Например, можно использовать лото или картинное домино. Здесь используется сопряженная речь  ( совместно со взрослым), потом отраженная (повторение за ним).

Большую пользу приносит раннее обучение дошкольника счету. В этих упражнениях отрабатывается ритмичность, плавность речи и речевые паузы.

Что касается чтения, то читать нужно часто, сказки, стихи которые нравятся ребенку, задавать простые вопросы по тексту и следить за спокойным, организованным ответом. В стихах можно отрабатывать свободное, легкое речевое дыхание.

Дыхание является физиологической основой речи. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: возникает судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Снять напряжение помогут следующие упражнения:

Упражнение «Шарик»

Надуть при глубоком вдохе живот, выдохнуть протяжно воздух.

Упражнения для выработки спокойного, ровного дыхания:

1. Вдох через рот – выдох через рот;

2. Вдох через нос – выдох через нос;

3. Вдох через рот – выдох через нос.

4. Вдох через нос – выдох через рот.

Упражнение на умение распределять дыхание.

Глубокий вдох через нос, на выдохе счет до 10, 12, 15.

Упражнение «Стон»

Имитация стона (м-м-м) снимает мышечное напряжение, позволяет найти удобный естественный тон звучания голоса.

Работу с голосом начинают с гласных звуков.

Упражнение «Малыш»

Используется звукоряд гласных а-у-э-и-о, «Укачиваем малыша», протяжно проговаривая звуки.

Упражнение «Эхо»

Далеко посылаем звук, ожидая получить в ответ эхо:

_ Ауа! Уу! Эуэ!

Упражнение «Дрессировщик»

Дать команду льву:

— Алле-гоп! Гоп ля-ля!

Упражнение «Звонок»

1. Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком звоним в дверь: зззззззззз…

2. Нетерпеливо звоним несколько раз: ззз…ззз…ззз…

3. Звоним короткими звонками: зз..зз..зз

При выполнении последнего упражнения возникает необходимость автоматического рефлекторного добора воздуха.

Научив ребенка правильному дыханию ,можно переходить к упражнениям с сопряженной речью: отбивая такт мячом называть времена года, дни недели, имена.

Таким образом, выполняя каждый день данные упражнения можно добиться значительных успехов в коррекции заикания детей.

зик1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.