речь

 

 Гриднева Галина Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории.

   Чем богаче словарный запас человека, тем большего успеха он может достигнуть в жизни. Нормально развивающийся малыш в возрасте 2-3 лет знает до 300 слов. В 3-4 года его словарный запас увеличивается до тысячи, еще через год — до двух, а к 6годам составляет уже около6 тысяч слов.
   Очень важно , чтобы ребенок не только понимал значение слов, но и умел применять их в повседневной жизни. Поэтому взрослые должны не упускать любой возможности .Учите ребенка, как правильно говорить, и чем раньше, тем лучше, поддержать беседу и стараться отвечать на вопросы развернуто. Например , если ребенок , показывая на кошку ,произносит «мяу –мяу»,взрослый должен развить тему:  «Да, кошка мяукает . Наверное, она  проголодалась и просит молочка».
   Второй источник пополнения словаря — чтение. Особенно полезны стихи: для ребенка они звучат как  музыка и поэтому легче воспринимаются, ведь дети от природы музыкальны. Необходимо , чтобы малыш понял: знаки и звуки взаимосвязаны. А для этого   предложите ему рисовать картинки для обозначения слов и понятий .
    Не менее важно научить дошкольника  не бояться общаться  с чужими детьми и с незнакомыми взрослыми. Практиковаться  в этом можно в песочнице и в парке, в поликлинике и в магазине. Пусть он интересуется, откуда у девочки такая красивая кукла, сам купит себе понравившееся печенье, первым поздоровается с воспитателем. Обратите его внимание на то, что к своим сверстникам нужно обращаться на «ты», а к взрослым на «вы».
    Больше разговаривайте с ребенком, читайте ему .Учите правильно говорить, и чем раньше, тем лучше .В 5-6лет ребенок должен уметь составить рассказ по картинкам, понять смысл прочитанного. Маленькому человеку для общения необходима ваша поддержка и одобрение: дружелюбный взгляд, умение  внимательно слушать ,не перебивая и не подсказывая поминутно. Общайтесь с ним как с равным.

речь
   Контролируйте свою собственную речь: обратите внимание на темп речи,  он должен быть ровным, без скороговорки; проанализируйте эмоциональность своей речи, проследите, не разговариваете ли вы с окружающими раздраженно-усталым тоном, умеете ли голосом выражать оттенки чувств: грусть, радость , восторг. Дети очень восприимчивы к малейшим изменениям интонации, тону голоса . Используйте в речи предложения со сложными конструкциями, так как ребенок в возрасте 2,5 лет должен уметь сам построить фразу с придаточными предложениями, а научится он это делать, только подражая вам. Добавьте красок, эмоций в вашу собственную речь, обогатите ее эпитетами ,сравнениями , метафорами. Как определить , соответствует  ли речевое развитие ребенка его возрасту? Педиатры дают некоторые критерии такой оценки. Беспокойство у родителей должно возникать в следующих случаях: в 3-4 года ребенок произносит отдельные слова чаще ,чем связанные фразы, с трудом запоминает новые  слова, не может рассказать ,что нарисовано на картинке в его книжке; 5-6 летний  ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно .не может подобрать слова для выражения собственных мыслей, пересказать простую историю. В таких случаях необходимо обратиться к детскому психологу , который поможет разработать программу речевого, а значит, и общего интеллектуального развития ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.