На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа детей с разными нарушениями речи. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые речевые проблемы. И, как показывает практика, особая роль в решении этой проблемы принадлежит театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Театрализованная игра способствует решению многих проблем при коррекции речевых нарушений: в непринужденной игровой форме развивается связная речь, просодическая ее сторона; отрабатываются лексико-грамматические категории; ребенок отвлекается от речевого дефекта и стремится к общению; увеличивается словарный запас. В работе над спектаклем обязательно используется музыка, подчеркивающая характер героев, а движения, сопровождаемые репликами, стихами, пением, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.
Подготовка воспитанников к участию в спектаклях ведется планомерно и последовательно. Работа над ролью проходит в два этапа. На подготовительном этапе развиваем диафрагмальное дыхание, используя статические и динамические дыхательные упражнения. На основе развитие физиологического дыхания формируется речевое дыхание, а также высота, сила и тембр голоса.
Подготавливая детей к играм драматизациям, к театрализованным представлениям, каждый персонаж получает характеристику, что помогает ребенку подыскать подходящие интонации.
На этом этапе мы параллельно закрепляем навыки правильного произношения сформированных звуков, вырабатываем четкость дикции на речевом материале для автоматизации звуков в речи, для этого подбираются чистоговорки.
В основной части подготовки к спектаклю проводится работа, направленная на понимание содержания представления, трудных слов. Здесь используются приемы выразительного чтения текста педагогом, чтение текста ребенком, договаривание строки другими детьми с места, оценка некоторых ответов, а также применяются упражнения на развитие мимических движений и поз.
Таким образом, готовясь к участию в спектакле, ребенок развивает экспрессивно-мимические средства общения, речь его становится более содержательной, расширяется ее лексико-грамматический состав, закрепляется нормативное произношение звуков, просодические компоненты речи. Воспитывается культура речевого общения: общий тон речи и навыки поведения, необходимые в процессе общения.
Навыки, полученные при подготовке спектаклей, позволяют ребенку лучше адаптироваться в новой для него обстановке в будущем.
Автор статьи: Бурмистрова Е.Н., учитель-логопед.