Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.
Левшество есть одно из важнейших нейробиологических свойств психики, отражение мозговой организации психической деятельности человека. Проблема левшества состоит в особенностях сочетания асимметрии левого и правого полушарий головного мозга. У левшей более слабые межполушарные связи, это затрудняет формирование навыков деятельности, требующих взаимодействия обоих полушарий. С другой стороны, они демонстрируют более высокие творческие способности. Леворукость часто сочетается с комплексом нарушений или задержек в развитии устной и письменной речи, чтения, восприятия, моторных функций (имеется в виду патологическая леворукость, а не вынужденная, когда присутствует заболевание правой руки).
Дети этой категории имеют следующие особенности речевого развития: нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя речи, бедность словарного запаса, зеркальность письма, ошибки при чтении, заикание. В коррекционной работе с воспитанниками мы задействуем зрительный, слуховой, тактильный анализатор. Для автоматизации звуков у детей левшей используются упражнения на выбор букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Составление коллажей с вырезанными картинками. Обязательными являются задания на ориентировку в пространстве, на листе бумаги. Ребята копируют различные фигуры и воспроизводят их по памяти. Аппликация позволяет расширить словарный запас, развить пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию. На логопедических занятиях мы активно используем движения, так как они способствуют синхронизации межполушарного взаимодействия. Это подвижные игры и хороводы с музыкальным сопровождением, игры с мячом, фонетическая ритмика (система упражнений, сочетающая речь и движение), дыхательные упражнения.
Ниже представлен конспект логоритмического занятия для детей, имеющих речевую патологию, в том числе и левшество.
Тема «Одежда для короля»
Цель: выработка правильной осанки, умения строиться в шеренгу, ориентироваться в пространстве, развитие слухового внимания, зрительной памяти, чувства ритма, зрительно-моторной координации, упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие подвижности и силы пальцев рук, фонематического восприятия, правильного речевого дыхания, автоматизация звуков, закрепление умения употреблять существительные в косвенных падежах.
Учитель-логопед с детьми вспоминает сказку Г. Андерсена «Голый король» и предлагает отправиться в сказку и помочь королю.
Упражнение «Забор»
Чтобы не заблудиться в дальней дороге, педагог предлагает детям встать в шеренгу. Ребята кладут руки на плечи соседей. Учитель-логопед спрашивает каждого ребенка: «Между кем ты стоишь?» и просит запомнить своих соседей. Затем под спокойную музыку дети покидают шеренгу и не спеша прогуливаются по залу в любом направлении. По команде: «Соберитесь!» — бегут и строятся в шеренгу, занимая каждый свое место. Воспитанники рассказывают, кто стоит от них справа, а кто слева.
Музыка Г. Грациолли «Соната»
Появляется король и просит детей помочь сшить ему одежду.
Король. Мошенники меня обманули и не сшили мне одежду, я очень огорчен, а вы сможете мне помочь? Мои слуги вынесут вам ткань, но их нужно позвать, постучать по волшебной тарелке.
Игра на инструменте «Волшебная тарелка»
Дети стоят по кругу, а взрослый идет внутри круга с тарелкой, подвешенной на веревочной петле, подносит музыкальную тарелку к одному из воспитанников и производит по ней несколько ударов. Ребенок должен повторить услышанный ритм, отстучав его своей палочкой по волшебной тарелке. Затем задание получает следующий ребенок (ритм предлагается каждый раз новый). Слуга выносит кусочки ткани. Дети внимательно рассматривают кусочки, трогают, гладят, растягивают, мнут.
Игра «Спрошу – ответь»
Дети стоят в кругу. Учитель-логопед кидает мяч каждому ребенку и спрашивает: «Ткань из шелка – какая ткань? (шелковая).
«Ткань из шерсти — какая ткань? (шерстяная).
Учитель-логопед. Кроме ткани нам понадобятся нитки, но не простые, а звуковые. Игра «Звуковая нить». Педагог соединяет пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держит за концы короткую ниточку), а затем начинает разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянет длинную нить). Далее дети по очереди пропевают автоматизируемый звук.
Учитель-логопед.Но прежде чем начать работу, нужно размять руки.
Ребятам раздаются мячики. Игра «Ловкие ручки». Дети, сидя на стульчиках, поют акапельно или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.
Это ручка – правая, (сжать мячик правой рукой) .Это ручка – левая, (сжать его левой рукой)
Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая). Я зарядку делаю.
Будет сильной левая, Будут ручки у меня сильные, умелые! (мячик катать между ладонями)
Учитель-логопед. А давайте поиграем, мы будем показывать, что мы делаем, а король отгадывать. Игра «Что мы видели — не скажем, а что делали – покажем» (с музыкальным сопровождением). Дети имитируют движения: вдевают нитку в иголку, пришивают пуговицу, отрезают нитку ножницами, втыкают иголку в подушечку. Король достает картинки с изображением одежды. Король. На этих картинках нарисована моя одежда, но на них не хватает разных деталей.
Педагог раздает детям карточки с изображениями предметов одежды с недорисованными деталями: платье без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без штанины… Игра «Чего не хватает»
Учитель-логопед. Что у тебя? Дети. Платье.
Учитель-логопед. Чего не хватает у платья? Дети. У платья не хватает рукава.
Учитель-логопед . Без чего твое платье? Дети. Мое платье без рукава.
Под музыку дети дорисовывают одежду и вручают королю. Король благодарит ребят и приглашает всех на бал.
На занятии были использованы игры , связанные с двигательной активностью детей, игры на музыкальном инструменте, дидактические игры, упражнение на основе фонетической ритмики, задействовали тактильные ощущения, дорисовывали картинки. Таким образом, решили поставленные задачи, создали положительное настроение и поддержали познавательный интерес у воспитанников.