осн1

Педагог-психолог высшей квалификационной  категории Портнов А. В.

   Темп жизни современного человека настолько высок, что нередко приводит к серьёзным изменениям в его здоровье. Что можно противопоставить вызовам современности, чтобы оставаться здоровым? Как вырастить молодое поколение и уберечь его от болезненных изменений в организме? Какие ориентиры надо выбирать в ходе воспитательного процесса, чтобы дети росли здоровыми? Вот ряд вопросов, которые рассматриваются в предлагаемой статье и предпринимается попытка найти на них ответ.

Ключевые слова: здоровье, режим, воспитание, возрастные этапы, рациональное питание, тренинг организма, потенциальные возможности.

Условия современности, с её высокими скоростями, порождают массу стрессогенных ситуаций, нередко носящих психотравмирующий характер. Сформировать умение выходить из стресса, сохранять радостное отношение к жизни и внутреннее эмоциональное равновесие – одна из задач воспитания человека обладающего крепким здоровьем.

Определение понятия «здоровье», данное в уставе ВОЗ, относится к взрослому человеку. Но, взрастить и воспитать здорового человека возможно лишь при выполнении, в ходе воспитательного процесса, целого ряда обязательных условий, таких как соблюдение режима дня; рациональное питание; системное закаливание; тренинг организма сообразно возрасту и индивидуальным особенностям при чётком понимание потенциальных возможностей организма на каждом возрастном этапе.

осн1
Беглого взгляда на перечисленные требования достаточно, чтобы понять , что выполняются они не всегда и не всеми. Следовательно, ещё одна задача, стоящая перед воспитателями всех рангов – формирование разумного отношения к своему организму. Об этом же писал известный авиаконструктор О.К.Антонов: «Настоящая физическая культура-это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу ещё раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия несколько раз в неделю, а постоянная, круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный физический образ жизни делает существование человека полноценным».

Если говорить о режиме, то на необходимость его соблюдения указывает ещё «Салернский кодекс здоровья», наставления которого в XIV веке в стихотворной форме изложил Арнольд из Виллановы (ок.1235-1311). Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным требованиям диететики и гигиены.

Слово «режим» французского происхождения и означает «систему правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели». Режим дня – это не только план работы на день, но и мощный организующий фактор процесса самовоспитания и формирования системы волевых качеств личности, среди которых: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, самообладание и ряд других.

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени… точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания…» Эту точку зрения подтверждают исследования в области физиологии. Ритмичность всех физиологических процессов организма факт очевидный, а изучение ритмических колебаний в живых системах легло в основу научной дисциплины биоритмологии.

В настоящее время изучено порядка 300 физиологических функций, у которых обнаружена закономерность чередования циклов напряжённой деятельности с циклами пониженной активности. Но если влияние природных факторов обусловило устойчивость суточных ритмов, то недельные ритмы задаются социальными условиями жизни человека и не являются биологическими. Недельные ритмы относительно легко поддаются перестройке. Однако развитие ритма всех функций организма у детей протекает индивидуально и зависит от ряда как внутренних, так и внешних факторов. К моменту поступления ребёнка в школу ритмы биологических функций у него обычно сформированы и режим дня школьника, построенный с их учётом, определяет колебания работоспособности.

Аритмичный образ жизни создаёт благоприятную почву для заболеваний. И не только внутренних органов. Например, нагрузки на зрительный анализатор у современных молодых людей просто колоссальные. Многочисленные экраны телевизоров, планшетов, смартфонов и прочих гаджетов создают плоское изображение. Как следствие — нарушается работа механизма аккомодации, нарушается бинокулярное зрение, а из-за бликов разрушается целостный образ изображаемого, что затрудняет осмысленность восприятия. Зачастую эти нагрузки не чередуются с периодами отдыха, т.е. не носят ритмического характера, что способствует быстрому износу сетчатки. Ритмическая смена нагрузок и отдыха должна быть основой режима не только учащихся, но и любого человека, ратующего за здоровый образ жизни.

осн2
Другим требованием режима является рациональное питание, представляющее собой правильно организованное и своевременное снабжение организма полноценной пищей , возмещающей энергетические затраты организма. Так, для школьников, живущих в средней географической полосе России, расчётные потребности в калорийной ценности дневного рациона пищи таковы:     2400  ккл для детей 7 – 10 лет

2850  ккл для подростков 11 – 13 лет

3150  ккл для мальчиков 14 – 17 лет

2750  ккл для девочек 14 – 17 лет

 Энергетическая ценность пищи должна полностью покрывать расход энергии, который зависит от пола, возраста, массы тела, уровня обменных процессов, объема и характера  физических и умственных нагрузок. Качественная полноценность пищевых рационов должна достигаться, прежде всего, за счет правильного соотношения основных питательных веществ. Например, суточная норма белков и жиров для молодых людей должна составлять около 2 г на 1 кг массы тела, а углеводов — около 4-5г и более в зависимости от характера двигательной активности человека.

Но если сделать ставку только на калорийность пищи без её разнообразия, то это приведёт к нарушению обмена веществ, т.е. к болезни. Важно соблюдать баланс основных пищевых компонентов – белков, жиров, углеводов, минеральных солей и микроэлементов. Этот баланс достигается за счёт разнообразия продуктов.

Необходимость в разнообразии продуктов обусловлена и ещё одним объективным фактором —  разнообразием структуры тканей и клеток органов, нуждающихся в постоянном притоке составляющих обменного процесса .

Чтобы иметь больше шансов на выживание, у человека в процессе эволюционного развития сформировалась  способность быть мало зависимым от окружающей среды. В отношении питания это выразилось в приспособляемости процессов обмена к изменению рациона, в компенсации одних недостающих веществ другими и даже в синтезе недостающих веществ (витамин D). Есть мнение, что даже дифференциация людей по группам крови связана с рационом питания, с преобладающими в том или ином регионе Земли продуктами ,чаще всего употребляемыми людьми.

И всё же, не только разнообразие пищи,  не только её насыщенность витаминно-минеральными комплексами обуславливает сохранение здоровья. Важным фактором выступает регулярность её приёма, т.е. режим питания. Для детей интервал между приёмами пищи не должен превышать 4 часов, для подростков – 5-6 часов.

Еда урывками приводит к угасанию пищевого рефлекса, расстраивает пищеварение и снижает аппетит. Важно и то, что до сих пор у многих людей отсутствует культура питания. Не все соблюдают ее элементарные правила:

1.    Пища должна быть приготовлена с любовью

и съедаться с удовольствием.

2.    Уважай пищу и благодари того, кто ее приготовил.

3.    Пища должна приниматься молча.

4.    Ешь в спокойной обстановке и в умеренном темпе.

5.    Ешь только при ощущении голода.

6.    Ешь в меру, никогда не переедай.

7.    Насыщай голод, а не аппетит.

8.    Воду пей не позже чем за 10-15 минут до еды, не пей во время еды.

9.    Не ешь во время работы.

10.   Не ешь, если ты в расстроенных чувствах.

11.   Не ешь пищу вчерашнего дня.


Поглощаемые килокалории должны быть израсходованы. Выполнение этого условия в значительной мере обеспечивается двигательной активностью. Мышцы составляют более 40% веса тела, способствуют преодолению физических нагрузок и обеспечивают постоянство внутренней среды организма. Мышечный голод приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца,  мозга. Ограничение подвижности, обусловленное современными условиями жизни, приводит к гипокинезии – заболеванию, значительно ухудшающему состояние всех систем организма.

Потребность в движении одна из фундаментальных органических потребностей. В каждом возрасте  она удовлетворяется по-разному, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Общая двигательная активность человека может рассматриваться как показатель физических возможностей индивида, его двигательного потенциала. В значительной степени она обусловлена наследственностью, но, включая ребёнка в активную жизнь, приобщая его к физической культуре, мы не даём падать уровню его двигательной активности ниже  того предела, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

Двигательная активность напрямую влияет на психическое развитие детей первого года жизни. Есть даже условная дифференциация детей-первогодков на «ходунков», «сидунков», «наблюдателей» и «лежебок». Длительные наблюдения за поведением «ходунков» показали, что они отличаются более быстрым развитием, не только физическим, но и психическим, а впоследствии и личностным.

Возникает чувство неловкости, когда видишь, детей не умеющих двигаться – движения скованные, тело и руки выражают только застенчивость от неумения владеть своим телом, а осознание своей неуклюжести, неловкости ещё больше выдаёт отсутствие культуры движения.

Занятия физкультурой, спортом в значительной степени повышают сопротивляемость организма, его устойчивость в стрессовых условиях. Организм  становится закалённым. Однако необходимо помнить, что только   регулярность и постоянство этих занятий может обеспечить высокий уровень жизнеспособности.

 В одном из фитнес-клубов, прежде чем приступить к тренировочному процессу, клиенткам предлагали оценить свою осанку и походку. Затем намечали те исправления, которые способствовали бы восстановлению нормального состояния позвоночника и мышечного тонуса. Но в первую очередь, у занимающихся происходило изменение личностной позиции как по отношению к себе, так и к событиям своей жизни. В конечном итоге человек начинал меняться внутренне, появлялась уверенность в себе, повышался уровень оптимизма, появлялась радость жизни.

осн3

Приведённый пример лишний раз подтверждает известный афоризм:  «В здоровом теле здоровый дух».

Литература:

1. Лгаджанян Я. А., Ананьев В. А, Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 1,2,3. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

2. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валеологии / Под общей ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. Глава 10. Здоровье и образ жизни, 263

3. Валеология человека. Здоровье-любовь- красота: В 5 т. Т. 1-5. Физическое и психическое здоровье. — СПб.: Петроградский и К°; Минск: Оракул, 1996-1997.

4. Волков В. Ю. Ланев Ю. С, Петленко В. Я. и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПб ГТУ, БПА, 2001.

5. Давиденко Д. Я., Зорин В. Е., Борилкевич В.Е. и др. Социальные и биологические основы физической культуры / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. — СПб.: СПбГУ, 2001.

6. Дадали В. А. Питание как фактор здорового образа жизни // Вестник Балтийской академии. Вып.9. — СПб.: БПАД  1996.

7. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований. 2006.

8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Наука, 1960. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *