звук1

Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.

       Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, умение владеть своим голосом. Большое значение имеет хорошо развитый фонематический слух, т.е. способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Несформированность этих компонентов могут приводить к заменам, искажениям звуков, которые в дальнейшем  проявляются и в письменной речи. Работа над коррекцией звукопроизношения требует определенной системности и последовательности. Время постановки одного звука зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, социальных факторов, учитывается этиология, структура речевого дефекта.

       Коррекционный процесс проводится в несколько этапов: подготовительный, постановка звука, автоматизация и дифференциация.

       На подготовительном этапе ставится цель научить ребенка четко, правильно воспроизводить основные движения органов артикуляционного аппарата. Для этого используются средства артикуляционной гимнастики, ведется работа по развитию фонематического восприятия. Это могут быть упражнения на выделение звука из заданного слова, выбор картинок с изучаемым звуком из ряда других, определение позиции звука в слове.

       На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие.

       Этап автоматизации звука включает в себя упражнения по выработке нового навыка произношения звука в прямых и обратных слогах, словах, фразовой речи. Параллельно происходит работа над словообразованием и словоизменением. Например, упражняясь  в правильном произношении звука Щ, ребенок овладевает умением образовывать слова при помощи суффиксов (глаза – глазище, руки – ручище). В играх «Чего не стало?», «Посмотри, запомни, повтори» и других можно не только автоматизировать звук, но и развивать память, внимание. На этом же этапе уделяется внимание работе над словарем и  слоговой структуре слова.

       Далее происходит постепенная дифференциация смешиваемых звуков: изолированных, в слогах, словах, фразовой речи, в связной речи.

       Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда подгрупповые (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения, индивидуальных особенностей.

       Каждое занятие проводится в игровой форме с использованием наглядного материала, мнемотаблиц, схем, арттерапевтических приемов, например, работа с песком, квест – игр, (это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач, помогает развивать поисковую активность и познавательный интерес)

Ниже приводится пример занятия, которое проводится на этапе автоматизации звука.

звук1 звук2 

«Потерянная буква»

Цель: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику пальцев рук, фонематическое восприятие. Автоматизировать звук Щ изолированно, в слогах, в словах. Закреплять образование существительных с увеличительными суффиксами. Воспитывать эмпатию и умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: конверт с письмом; игровое поле с изображением медведицы, подметающей щеткой дорожку, ведущую к домику; схема артикуляции звука Щ, кусочки ваты, звуковые дорожки, поднос с песком или мелкой крупой, картинки: ящик, щетка, щепка, овощи, щука, лещ и изображения, в названии которых нет звука Щ; рисунок великана; коробка – ящик, раскраски со спрятанным изображением щенка.

Ход занятия.

       Раздается стук в дверь. Почтальон принес письмо , в котором сообщается, что в стране Словандии потерялся звук Щ, и ребята теперь друг друга не понимают, так как слово щенок без звука Щ звучит как …енок, а щетка, как …етка. Жители этой страны просят нас помочь им найти его.

Учитель – логопед. Сегодня нам предстоит длинное и интересное  путешествие. Давайте посмотрим маршрут.

       Воспитанники подходят к столу, где раскрыта «карта» (игровое поле), ребенок бросает кубик и отсчитывает шаги.  Учитель-логопед спрашивает: «Какой звук слышен, когда медведица метет дорожку?  (Ответы детей: Щ-Щ-Щ). Под номером 6 скрывается первое задание. Нам нужно сделать зарядку для язычка». Выполняется артикуляционная гимнастика: упражнение «Лопатка», «Желобок», «Качели», «Грибок», «Чашечка», «Фокус». Затем, дети, глядя на схему воспроизводят артикуляцию звука Щ.

       Следующий ребенок кидает кубик. Выпадает задание: пройти по звуковой дорожке до реки, в реке находится следующая подсказка. Ребята по очереди берут картинки со звуковыми дорожками, медленно ведут пальчиками по извилистой тропинке, одновременно произнося звук Щ.

Учитель-логопед. Вот мы и добрались до речки. Садитесь быстрей на льдину.  Подсказка у леща. Повторяйте за мной заклинание. Ща – ща – ща позовем леща. Щу – щу – щу я леща ищу. Ще – ще –ще что мы знаем о леще. Щи –щи – щи в речке водятся лещи.

       Выплывает лещ с письмом.

Учитель-логопед. Лещ написал, что нужно идти в пустыню, там следующая подсказка.

       Ребята подходят к столу, где стоит песочница.

Учитель – логопед. В песке закопаны картинки. Вам нужно их раскопать и определить , есть ли в названии картинки звук Щ, где он находится, в начале слова, в середине или в конце.

       Среди картинок попадается изображение ящика.

Учитель-логопед. Ребята, наверное , в этом ящике находится пропавший звук. Но как его открыть?

На обратной стороне ящика сообщение: «Просите ключ у великана».

       Воспитанники подходят к изображению великана.

Учитель – логопед. Посмотрите на великана. У него не усы, а усище, не глаза, а глазище, не руки, а ручище и т.д. (слова с увеличительным суффиксом называют дети, педагог в случае необходимости помогает). Ключ просто так он не отдаст, нужно выполнить задания. Прочитать слоги на карточках: щ—-а, щ—-о, щ—-у … Изобразить пальчиками букву Щ. Что же может развеселить великана? Щекотка! Давайте друг друга щекотать. Веселый великан отдает ребятам ключ.

Учитель-логопед открывает ящик (коробку). Там раскраски и буква Щ. Нужно закрасить все буквы Щ и вы увидите, кто еще спрятался в ящике.

       Воспитанники закрашивают буквы и рассказывают, кого же они нашли (щенка). Педагог предлагает детям отправить букву Щ и рисунки в страну Словандию.

       Таким образом, в процессе коррекции звукопроизношения дети обучаются не только правильно произносить звуки, но и улучшается состояние других сторон речи: увеличивается пассивный и активный словарь; отрабатываются навыки словоизменения и словообразования; употребления предложно-падежных конструкций. Развиваются фонематические процессы и языковой анализ, кроме того повышается познавательная активность, развивается память, внимание, мышление, а во время подгрупповых занятий – умение взаимодействовать между собой. 

звук3 звук4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *