Володина Т.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории.

                                                                                   

        Слова известной детской песни «друг в беде не бросит» — яркий пример того, как воспринимаются человеком дружеские отношения. Что такое дружба и есть ли она в современном мире, где люди общаются посредством социальных сетей, и так редко встречаются в реальной жизни. С детства у нас есть друзья, но, к сожалению, не все понимают, что такое дружба. Давайте вместе разберемся

ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА?

Многие люди обделены вниманием и страдают из-за его недостатка, их расстраивает отсутствие рядом близкого человека. Каждый ребенок в детстве всегда бежит к своей маме, если вдруг что-то случится или произойдет какая-то неприятность. Ведь мама всегда поможет и поймет. Со временем человек становится взрослым и отношения с мамой становятся другими. Она не всегда может быть рядом и помогать, а необходимость в том, чтобы кто-то вас поддержал только, растет. В связи с этим каждый человек ищет настоящего друга.

Дружба – это одновременно бескорыстные и личные отношения, которые люди строят между собой. Она основывается на искренности, доверии, общих увлечениях и интересах, взаимных симпатиях. Одним из обязательных условий для возникновения и развития дружбы между людьми является отсутствие любой конкуренции и хотя бы приблизительно равное положение на социальной лестнице. Это чувство очень похоже на любовь, оно такое же сильное и объединяет сердца. В нынешнем мире таких друзей очень сложно отыскать, так как люди выдвигают много требований к своему предполагаемому другу. И, если задуматься, то поиск друзей довольно странное занятие. Не стоит им заниматься, со временем друзья сами найдутся. Наступит момент, когда вам потребуется помощь.  Помощь друга должна иметь духовный характер.Это сочувствие или дельный совет, забота и понимание, такую помощь не сравнить с поддержкой в материальном плане.

Любой человек хоть и в небольшой степени, но ощущает физическую потребность в помощи. Больше всего необходима помощь друга людям, находящимся в депрессии, в стрессовой ситуации.

У настоящей дружбы никаких правил нет, только сами друзья могут устанавливать свои правила. Так как это их личные отношения. В дружбе нужно не только пользоваться помощью, но и оказывать помощь и поддержку взамен. Вот что такое настоящая дружба.

КАК УЗНАТЬ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА?

Существует много песен, поговорок и рассказов о друзьях. На многих порталах вы найдёте немало советов, как узнать настоящего друга. Но всё равно, содержание дружбы, как и многих других чувств, находится за гранью человеческого понимания. Есть множество их определений, но они освещают только часть, теряя основные моменты. Действительно ли узнать настоящую дружбу можно только в горести или есть возможность проверить это заранее?

Настоящие друзья любят вас просто так, не за что-то, не за какие-то достижения или за связи, а просто потому, что вы есть. Именно к вам в случае чего они обратятся за помощью, а так же наоборот, вас они смогут поддержать в сложной ситуации и помогут в ней разобраться. Настоящий друг никогда не оставит вас в одиночестве. Вы будете испытывать скуку в его отсутствие, а при встрече с ним очень сильно обрадуетесь. Вот как узнать настоящего друга.

Если вы не знаете, кого считаете настоящим другом в своем кругу общения, определитесь со своими взглядами на дружбу. Ведь у каждого человека своя особенная интерпретация этого чувства. Кто-то описывает дружбу ежедневными встречами с весёлыми разговорами, для кого-то друг – это тот человек, с которым можно и месяцами не видеться, а при встрече забывать о долгой разлуке.

Какой человек для вас друг? Тот, с кем можно поделиться сокровенными мыслями? Кто в любой ситуации придёт на помощь? Или, наоборот, для которого вы сможете бросить все дела и помчаться на край света? Каков он? Добрый  или нагловато ироничен, чаще печален или весел?

Не поленитесь и придумайте как можно больше вопросов, и их обязательно запишите. Продумайте точный ответ на каждый из них, чтобы узнать настоящего друга. Доверяйте не столько анализу ощущений, сколько своей интуиции и своему сердцу – им ли не знать о том, кто ваш настоящий друг. Закончив работу, ещё раз посмотрите, возможно, есть что-то, что вы забыли, что-то очень важное, без чего вы не можете представить настоящего друга?

Вспомните всех своих друзей. Обладают ли они всеми описанными качествами? Всеми в комплексе или каким-то одним? Вы с удивлением или разочарованием, увидите, что не все ваши друзья отвечают созданному портрету настоящего друга. Не спешите огорчаться, ведь это еще не конец своеобразного тренинга, как узнать настоящего друга. Прислушайтесь к тому, что подсказывает вам внутренний голос. Узнать настоящего друга позволит ещё одно чувство – беспрекословное доверие. Выше сформированным списком я заставила вас искусственно разочароваться в ваших друзьях, но, возможно, не во всех.

Чувства к настоящим друзьям намного сильнее любых записей и выводов. И если среди тех людей, чью дружбу вы проверяете, нашёлся хотя бы один, к которому в процессе анализа ваше отношение никак не поменялось, он и есть настоящий друг. Ваша дружба выше всяких условностей и попыток навязать правила, она существует вопреки всему, и ничто не способно её разрушить. И помните, что настоящий друг – это тот, в ком вы всегда уверены. Так что прежде чем начать такую проверку, подумайте, действительно ли она вам нужна?!

 

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х  классов.

1.Тебе нравиться в школе?

  • Нравиться
  • Не очень нравиться
  • Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью
  • Бывает по-разному
  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно
  • Остался бы дома
  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен
  • Бывает по-разному
  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю
  • Не хотел бы
  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много
  • Много
  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся
  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
  • Большинство не нравится

 

КЛЮЧ:

№вопроса

Бал за 1 ответ

Бал за 2 ответ

Бал за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.

1.     25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

      2.      20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство      учащихся     начальных классов, успешно   справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является 

               средней     нормой.

3.     15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им  нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5.             Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.         Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с               учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками,     во  взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная   среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять  агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или  иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения    нервно-   психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.