жизнь1

Белякова Марина Алексеевна, медицинская сестра;

Васильева Наталья Николаевна,

педагог-психолог первой квалификационной категории;

Орлова Маргарита Геннадьевна,

социальный педагог высшей квалификационной категории.

жизнь1

Задача сохранения здоровья детей, разработка здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является одной из основных задач в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (раздел 3.4 «Образование», одобрена Правительством РФ 1.10.2008 (протокол № 36). Этим же вопросам было посвящено и совместное заседание Президиума Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ «Об охране здоровья детей и подростков в РФ» (30.05.2011 г.).

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя» В.А. Сухомлинский.

 жизнь2

Дети в реабилитационный центр «Гармония» поступают, в основном, из социально – неблагополучных семей, где родители, по различным причинам, не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания.

Отсутствие личных приоритетов здоровья способствовало распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма, наркомании, сквернословия. Многие дети имеют многолетний опыт курения, с 6-7 лет. Опыт употребления ПАВ.

По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков, т.к. эти основы не заложены с детства.

жизнь3

Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из важнейших задач социального педагога.

Социально-педагогическая программа-проект «Мир без наркотиков и вредных привычек» важна и значима для реабилитационного центра. Она позволяет сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А также способствует воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром.

Интерес воспитанников поддерживается на протяжении всего программного обучения, благодаря частой смене форм проведения занятий.

В программе есть практические занятия, ролевые игры, упражнения, мозговые штурмы, дискуссии, досуговые мероприятия. Активно используются средства мультимедиа.

Цель этой программы – профилактика наркомании, алкоголизма, курения, игромании, сквернословия, а также других вредных привычек через пропаганду здорового образа жизни, организацию досуга воспитанников.

Особое внимание уделяется профилактике наркомании, т.к. наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением.

жизнь4

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных  ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман  с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

Самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

Профилактика наркомании стала неотъемлемой частью просвещения. Для этого в нашем центре проводятся  занятия, демонстрируются документальные и художественные фильмы.

 жизнь5

Информация по профилактике наркомании, которую мы используем, достаточно позитивна и не имеет оттенка безысходности; негативная информация освещает трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков; не демонстрируются сцены употребления наркотиков и алкоголя; каждое мероприятие имеет мотивационное воздействие на адресную аудиторию – воспитанников центра.

Особенно убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, ранах, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Мы также акцентируем внимание подростков на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект и потомство.

В рамках проекта в январе состоялся просмотр художественного фильма «Аптечный ковбой» с последующим обсуждением. А также проведено очередное профилактическое мероприятие – диспут «Подростковая наркомания – игры со смертью».

Социальный педагог, педагог-психолог и медицинская сестра были ведущими и экспертами этого важного мероприятия, а главными участниками – подростки старших групп. Условно их разделили на черный и белый столы. За черным столом ребята, которые высказывали аргументы в пользу употребления наркотиков (у них такая роль). За белым столом ребята, которые высказывали аргументы против использования наркотиков.

Диспут получился жарким и достаточно убедительным, т.к. вопросы для обсуждения, которые выводились на экран, сменялись песнями легендарной группы «Кредо» (соответствующей тематики), социальными роликами по профилактике наркомании.

жизнь6

В ходе диспута проводилось анкетирование,  где на вопрос  “Если бы тебе предложили попробовать какое-нибудь наркотическое вещество, как бы ты отреагировал?», воспитанники 100% ответили отказом.  Среди них были такие ответы:

— я бы отказался и не общался с этими людьми;

— я выбираю жизнь и здоровье;

— я никогда не буду этого делать!

На вопрос о готовности попробовать наркотические вещества, ребята также сказали «НЕТ!». Рефлексивная часть диспута сопровождалась выбором цветового решения. Все подростки подняли карточки красного цвета, что означало: «Я против наркотиков!».

Анализируя результаты проведенного диспута, можно говорить о наличии положительной динамике подростковых выборов, которым способствуют мероприятия проводимые в рамках проекта-программы «Мир без наркотиков и вредных привычек».

 жизнь7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *