Иевлева И.И
педагог-организатор
Театрализованная деятельность позволяет развивать коммуникативные возможности речи дошкольников, в частности, через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). В результате этой деятельности дети становятся художниками, актерами, режиссерами.
Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется лексический запас речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля.
Безусловно, театрализованная деятельность для дошкольников носит игровой характер, и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной.
Импровизация как свойство театрализованной деятельности является активным творческим процессом.
Таким образом, целевые установки занятий театрализованной деятельностью реализуются в трех направлениях: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей.
Обращаясь к театрализованной деятельности, были поставлены следующие задачи: обогащение и активизация словаря, совершенствование диалогической речи, совершенствование выразительности речи, соединение речи с движением рук, развитие творческого воображения (сочинение своей собственной сказки) , формирование навыков сотрудничества.
В рамках этих задач в ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» был создан краткосрочный проект: «Театральная мастерская»
Предшествующая работа с детьми:
• Рассказ детям о том, что такое театр, какие виды театра существуют (кукольный, опера, мюзикл и т.д.) и наглядный показ.
• Чтение сказок «Теремок», «Лиса и заяц», «Машенька и три медведя».
• Посещение театрального представления в театре кукол «Пилигрим»
• Просмотр мультфильмов по прочитанным сказкам.
• Беседа по ПДД «Дорога к театру»
Пополнение предметно-развивающей среды:
• Маски – шапочки
• Театральная ширма
• Атрибуты к спектаклю (муляжи ягод , корзинка и т.д.)
I Неделя | II Неделя |
Понедельник. Знакомство с театром посредством подготовленной презентации. Беседа «Идём в театр! » расширяет знания о правилах поведения в театре. | Понедельник. Просмотр мультфильма «Теремок». Игра «Занавес» развивает у детей образное мышление, умение передавать характер персонажа при помощи мимики, жестов. Отгадывание загадок о животных развивает логическое, образное мышление. |
Вторник. Посещение театра кукол «Пилигрим», спектакль «Иван царевич и серый волк». Закрепление знаний полученных в беседе «Идем в театр!» | Вторник. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц». Инсценировка – дети самостоятельно выбирают героев и с помощью, а впоследствии и без педагога повторяют диалоги героев сказки. |
Среда. Чтение сказки «Теремок». Д/игра «Собери сказку» — закрепление знаний о содержании сказки «Теремок», последовательности событий. | Среда. Просмотр мультфильма «Машенька и три медведя». Создание этюда собственной интерпретации детей про Машеньку и три медведя – развитие навыка самоанализа. |
Четверг. Чтение сказки «Лиса и заяц». Мимические этюды: «Заяц испугался». «Злая и хитрая лисичка» — развитие умения при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа. | Четверг. Репетиция сказки собственного сочинения детей «Как Машенька потерялась». Упражнения на интонационную выразительность: «Я – испуганная девочка», «Я — злая баба яга», «Я – ворчливый заяц» — развитие умения интонационно передавать эмоциональное состояние героя. |
Пятница. Чтение сказки «Машенька и три медведя». Инсценировка – детям предлагается выбрать героев и с помощью педагога повторить диалоги, стараясь передать голосом, движением характеры своих героев. | Пятница. Показ сказки «Как Машенька потерялась» детям других групп — стимулировать творческие способности детей, развивать диалогическую речь. |
Приложение 1
Текст инсценировки.
АВТОР — Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
ПОДРУЖКИ – Машенька, пойдем в лес с нами.
МАША — Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
ДЕД и БАБА — Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
АВТОР — Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Хорошо летом в лесу, птицы поют, цветы растут, и захотелось им потанцевать
Наплясались, пошли дальше, деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
МАША – АУ! АУ!
АВТОР — Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась. Пришла она в саму глушь. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:
МАША — «Кто же здесь живет? Почему никого не видно? »
АВТОР — А в той избушке жили три медведя. Только их тогда дома не было: они по лесу ходили. Вернулись вечером медведи, увидели Машеньку, обрадовались.
МЕДВЕДИ — Ага, мы рады тебе Машенька. Будешь у нас гостить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, нас кашей кормить.
АВТОР — Потужила Маша, погоревала, и говорит
МАША — Я бы рада у вас остаться, да меня мои бабушка и дедушка ждут домой, переживают.
МЕДВЕДИ – Машенька, чтобы ты не заблудилась, мы тебя проводим домой.
АВТОР – Привели Машу в деревню, нашли дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
МЕДВЕДИ — Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Мы вам Машеньку привели.
АВТОР — Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, а медведей благодарить, добрыми да внимательными называть. Народ на радостях стал весело танцевать
Приложение 2