Ступалова Вероника Вячеславовна,
социальный педагог первой квалификационной категории
Cоциальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому подготовка ребенка к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности несовершеннолетнего, проходящего реабилитацию в центре «Гармония».
Для этого очень важно формирование у воспитанников следующих социальных знаний и навыков , которые им необходимы в самостоятельной жизни:
• Нравственное поведение
• Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда
• Самообслуживание
• Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей
• Санитарно-гигиенические навыки
• Коммуникативная компетентность
• Умение жить и работать по правилам (законам)
• Познавательная сфера.
Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также при использовании практических решений ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.
Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых поручений — хозяйственно-бытовых , когда дети под контролем педагогов наводят порядок в групповых помещениях, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т.д.
Обучение и закрепление санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на индивидуальных и групповых занятиях по направлению: «Формирование стремления к ЗОЖ». Если при поступлении в СРЦН дети не имеют указанных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации они сформированы у каждого воспитанника центра. Впоследствии полученные несовершеннолетними знания и умения по санитарной культуре используются ими в дальнейшей самостоятельной жизни.
Важными и необходимыми направлениями социальной реабилитации, на мой взгляд, являются воспитание культуры внешнего вида детей, умение оформлять помещение к празднику, сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной работе с несовершеннолетними. Данные навыки прививаются ребятам во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий, практических занятий, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться, культурно вести беседу. Младшие школьники и дошкольники включаются в ролевые игры («Встреча гостей», «Чаепитие» и др.), в ходе которых учатся приёму гостей.
Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам, и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т.е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.
Чтобы ребенок в дальнейшем развивался и совершенствовался, необходимо формирование у него познавательного интереса, любознательности. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различной детской деятельности: учебно-познавательной — участие в викторинах (литературных, исторических, музыкальных ), экскурсиях, тематических занятиях , посвященных чтению художественной литературы, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику , нравственную оценку героям произведения, на самоподготовке, при выполнении домашнего задания , игровой, во время конкурсов ,творческих заданий («На ошибках учатся», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Игра-путешествие по планете Вежливость» и др.),
Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача педагогов нашего учреждения – помочь ребёнку жить в социуме, научить культуре речи, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности.
Развитие коммуникабельности осуществляется непрерывно: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников, различных познавательно-развлекательных мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, в игровой деятельности, при общении в повседневной жизни со сверстниками и взрослыми и др.
Коррекционно-реабилитационная работа по развитию указанных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитанию чувства собственного достоинства, стремлению к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий. Помогает детям и подросткам жить и выживать в дальнейшей самостоятельной жизни.