01

учитель дефектолог — Лабодина С.В.
педагог-психолог — Володина Т.В.

Недавно Правительство и Президент обнародовали цифры, отражающие состояние работы с детьми – в стране 1 млн. беспризорных детей. Это – по официальным данным. По неофициальным данным, возможно, более точным, количество «бомжующих» детей превосходит озвученную цифру в два, а то и в три раза.

Цифры потрясающие, поскольку, хорошо известно, что дети, брошенные родителями, и живущие на улице безраздельно находятся во власти криминала. Именно они в дальнейшем пополняют ряды преступных сообществ, занимающихся проституцией, распространением наркотиков и, как следствие, в конечном счете, попадают на скамью подсудимых.

Негативные тенденции в области гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения не могут не беспокоить общественность. Происходящее глубоко волнует не только педагогов и тех, кто по долгу службы занимается подростками и молодежью – тревогу выражают родители, представители государственных структур, общественные деятели, а также специалисты реабилитационных центров. Общество все более настойчиво выдвигает задачу повышения ответственности как государственных, так и негосударственных структур за гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Детское восприятие окружающего мира уже само по себе отличается от взрослого. Но всякий раз, сталкиваясь с непростой судьбой ребят, попавших в реабилитационный центр, поражаешься тому, насколько их понимание и представление о жизни отличается от восприятия и представления о жизни детей из благополучных семей.

Гражданско – патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы реабилитационного центра. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско- патриотического воспитания в реабилитационном центре.

Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания.

Если обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы найдем такие значения слов «гражданский» и «патриотический»: гражданский – свойственный гражданину, как сознательному члену общества; патриотический – преданный и любящий свое Отечество, свой народ.

Следовательно: гражданско-патриотическое воспитание подразумевает формирование у молодого поколения качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитания чувства любви к своей Родине, малой Родине, тем местам, где мы живем, учимся, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество.

И основными задачами реабилитационного центра являются: создание условий для социализации личности, личности, способной себя максимально реализовать, личности ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание подростков.

Историческая необходимость гражданско-патриотического воспитания.

Изменения, произошедшие в России с конца 80-х годов XX века, оказали большое влияние на все сферы в жизни общества. На протяжении последних трех десятилетий проведения реформ в стране и, в частности, в системе образования, было совершено много ошибок. В частности, многие факты нашей истории стали преподноситься, как проявление агрессивности, тоталитарного мышления. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев, рассматривалось исключительно с критических позиций. Создавалось впечатление, что Россия – страна только догоняющего развития, что удел россиян – во всем копировать «цивилизованные страны». Руководствуясь идеями демократизации и идеологизации системы образования, российские реформаторы уничтожили много полезного, проверенного временем в системе образования и воспитания в нашей стране.

В результате в стране не стало национальной идеи, подлинно-государственной идеологии и можно констатировать, что в России уже выросло чрезвычайно космополитичное поколение молодежи, чей период детства пришелся на 90-е годы, это, так называемое «поколение пепси». Отказ от советской государственной идеологии при отсутствии альтернативы привел к развитию бездуховности, апатии, «утечке мозгов» за границу, увеличению преступности.

Только в 2000 году эта проблема была оценена, как проблема государственной важности и была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Эти программы направлены на преодоление проявившихся в последние годы негативных тенденций в среде учащейся молодежи, таких как: снижение престижа военной службы и стремление любыми путями её избежать; недоверие к органам государственной власти из-за катастрофического распространения коррупции.

Задачи и цели гражданско-патриотического воспитания.

Основная цель гражданско – патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности, как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности, как качества личности. Формирование уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Воспитание бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам. Воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуре разных этносов; изучение государственных символов РФ: герба, флага, гимна, символики других стран. Формирование у детей знания и представления о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Эта цель достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, конструкторов, художников, актеров и др.

Формы и методы работы.

Для успешного решения вышеназванных целей и задач в условиях реабилитационного центра используются следующие формы и методы работы: беседы, экскурсии, уроки мужества, тематические вечера и т.д. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Урок мужества: Среди наиболее распространенных и действенных средств в воспитании подростков в духе любви к Родине, российскому народу, важное место занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведении уроков мужества дети воспитываются на героических традициях российского народа, знакомятся с историей подвига в ВОВ, встречаются с ветеранами ВОВ. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах ВОВ, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Тематический вечер: В общей системе гражданско — патриотического воспитания детей особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией детей. Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины, Вооруженных Сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите Родины и мира.

01

В заключении могу отметить, что: главной целью воспитательной работы реабилитационного центра является создание единой воспитательной системы. Только конкретные дела, встречи с живыми людьми, возможность на практике проявить заботу, постоянно зарождает в наших детях теплое отношение к людям, меняют их взгляд на жизнь, делают их более открытыми и доброжелательными. Для социальной реабилитации девиантных подростков все это очень важно, ведь это помогает им понять других людей, почувствовать чужую боль, стать более внимательными к окружающим, побороть в себе некий эгоизм и стремление быть центром внимания. Также побороть в себе стремление находиться под вечной опекой других, не давая ничего взамен.

02

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.