01

Володина Т.В.
педагог — психолог первой квалификационной категории

Дом, домашнее тепло – это одно из условий счастливого детства. А счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека.

В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по – своему. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. В тесном взаимодействии « ребёнок – взрослый – семья» происходит социализация личности ребёнка.

В своей работе я наметила следующие задачи: дать знания о составе семьи, о родственных отношениях, о связи с др. членами семьи. Показать значимость семьи для человека.

Учить видеть эмоциональное состояние близких людей. Формировать представления о необходимости каждому человеку иметь своё имя, фамилию, свой адрес.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Определила три группы источников, которые помогут решить поставленные задачи:

1 источник — сам взрослый ( воспитатель – специалисты), которые грамотно и достоверно передают детям информацию.

2 источник — художественная литература, изобразительная деятельность ( через занятия, совместную деятельность).

3 источник — «случайная» информация, которую дети могут получить из общения со взрослыми членами семьи, из собственных наблюдений, телепередач и т.д.

Процесс формирования представлений о семье, её родословной, семейных традициях можно осуществлять через такие виды деятельности:

1. Игровая деятельность:
— ролевые игры «Семья», «День рождения», « Магазин», «Больница». Очень эффективными оказываются сюжетные линии такие, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.
— Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки»
— Игры – драматизации по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Красная шапочка» и др.
— Дидактические игры « Кому, что нужно для работы»
— Строительные игры « Мебель для дома»

2. Социализация
— Тематические занятия « Что значат наши имена», « Моя семья», « Я»,
« Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т.д.
— Знакомство с профессиями родителей
— Экскурсии
— Создание альбома «Моя семья»

3. Речевое развитие
— Составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома»
— Создание картотеки пальчиковых игр по указанной теме
— Чтение художественной литературы на тему «Семья»
— Создание картотеки стихотворений о семье
— Продуктивная деятельность
— Рисование портретов на тему «Семья»
— Изготовление подарков для мам, пап, открыток для членов семьи и т.д.

При прохождении таких тем, как «Кто я такой», «Я», «Семья» не только давала ребятам знания, но и вызывала у них оценочное отношение к различным поступкам при обыгрывании ситуаций. Например, когда была предложена ситуация «Девочка потеряла игрушку», Настя Ч. пожалела девочку и предложила ей свои игрушки: куклу и часики.

01

Рассматривали и другие ситуации: «поссорились из – за», «как мы помогаем друг другу». При помощи вопросов вызывала детей на беседу – диалог: «Как бы ты поступил?», «Предложил бы помощь?». Воспитанники в беседе проявляли отзывчивость, доброжелательность, сострадание. Такое отношение они проявляли и в обыденной жизни по отношению к сверстникам и своим родителям, и старшим.

Предлагала детям нарисовать портреты самого себя и своих родителей, дом, в котором они живут. Собрали альбом с фотографиями детей и их родных, рассматривая его, рассказывали о своей семье, делились впечатлениями.

На занятиях «Семья», «Я и мои родители» воспитанники довольно быстро усвоили социальную роль в семье. На вопрос «Кто ты в семье?» многие дети отвечают правильно и разнообразно.

Наглядно убедиться в родственных связях позволила созданная мной схема – модель «Семья», которая помогает при составлении связного рассказа о своей семье.

Использовала в своей работе технологию моделирования с детьми 4-5 лет. Предлагала круги разных размеров, с помощью вопросов и обсуждений малыши показывали и называли членов семьи. Можно использовать и пирамидку. Эта игра вызывает радостные эмоции у детей. Они называют членов семьи и нанизывают кольца на стержень пирамидки. С детьми 6-8 лет семью можно изобразить с помощью гирлянды. Ребята пишут на полосках бумаги имена членов своей семьи, каждую полоску скрепляют в колечко и соединяют в гирлянду — получается родословная. У каждого своя, неповторимая.

В сюжетно – ролевые игры включала обыгрывание ситуаций или предлагала проблемную ситуацию «Учимся заботиться»: мама заболела, папа вернулся с работы усталый, младший брат капризничает, у сестры день рождения. Очень нравится воспитанникам игра «Превращения», где надев платок, шляпу, бороду, очки, парик, дети превращались в кого – либо из членов семьи.

После проведенного мониторинга стало видно, что представления детей о своей семье, её членах стали более углубленными и точными, заметно вырос интерес к своей семье. Большое значение в этом сыграло создание педагогических условий, поэтапность, системность в работе, изучение семейных традиций и сюжетно – ролевые игры.

02

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *