20140716-1

Орлова Маргарита Геннадьевна,
социальный педагог высшей квалификационной категории

20140716-1Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать? Вот как современные родители отвечают на эти вопросы.

«Если у вас есть выбор поиграть или позаниматься с ребенком, что вы предпочитаете?»

«Поиграть» предпочитают 18% пап и мам. Почему? Потому что:

      • Ребенку это более интересно – 10%
      • Ребенку это нравится – 8%

При этом ответ «позаниматься» выбрали 82% родителей. Поскольку:

                      • это необходимо – 62%
                      • мне это интересно – 13%
                      • ребенок сам просит – 7%.

Заканчивая предложение «Если мой ребенок в пять – семь лет будет значительную часть дня играть, то…», родители высказали такие мнения:

  • потом будут проблемы в школе / не сможет конкурировать со сверстниками – 46%
  • ничего страшного, если игры образовательные, учиться можно и играя – 18%
  • будет заниматься вечером – 17%
  • я буду доволен (довольна) – 15%.

20140716-2Итак, игра, по мнению родителей – это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) – готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.

К чему же, по мнению родителей, нужно готовить их детей?

  • к умению быть самостоятельными – 61%.
  • получить хорошую высокооплачиваемую профессию – 53%
  • быть готовым к трудностям – 32%.
  • к принятию самостоятельных решений – 22%.

Но вот ведь парадокс. То самое умение быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решение, которое так ценится родителями, приобретается детьми вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Даже если он в совершенстве освоил все методики раннего развития, вместе взятые. 20140716-3И умению строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах – этому тоже дети учатся не на уроках. Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ прост. Это та самая игра, «без которой вполне можно-де обойтись». Именно в игровой деятельности развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Она знакомит ребят со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Однако современным родителям, с которыми в детстве мало играли, нелегко, а порой просто-таки страшно трудно играть в куклы или гонять по комнате машинки. Им гораздо легче поиграть во «что-нибудь развивающее», поскольку это требует от них меньших эмоциональных усилий. Благо, специальных развивающих игр сейчас придумано видимо-невидимо. Но проблема в том, что это не совсем та игра, которая больше всего нужна сейчас вашему ребенку… Конечно, развивающие логические игры – занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность – увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша. Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?

Театр (кукольный театр).

Игра в театр-это очень полезное развлечение. Что мы в процессе игры развиваем?

Прежде всего — творческие способности. Ребенок может быть и актером, и музыкантом, и певцом, и сценаристом, и декоратором. Самое важное — не одергивайте, не говорите, что он делает что-то неправильно. Старайтесь поддержать эту эмоциональную волну, не дайте ей затухнуть. Естественно, игра в театр очень хорошо развивает память. Ведь здесь нужно уметь говорить и в прозе, и в стихах. А если актеров несколько? Тогда еще нужно запомнить, кто за кем говорит и что говорит. Естественно, активно развивается речь.

Ребенку нужно донести до зрителя суть пьесы. Значит, он будет стараться активно пополнять свой речевой запас. Как это может и показаться странным на первый взгляд, но во время игры в театр активно развивается координация движений. Ведь управлять куклой, одетой на руку или пальчик, не так-то и просто. Здесь идет развитие мелкой моторики. Воспитание характера — играя, ребенок перевоплощается в разных персонажей, порой примеряя на себя ту или иную роль. Одновременно он преодолевает страхи и робость. Казалось бы, игра в театр! Ведь это же просто игра! А сколько полезных и важных навыков мы развиваем в своем ребенке. И что самое важное, здесь нет ограничения по возрасту, полу или навыкам. Уделите 10-15 минут в день, поиграв с ребенком в театр, вы увидите не только горящие от восторга глаза, но и через некоторое время заметите прогресс в развитии перечисленных навыков.

Дочки-матери.

Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна – в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.

20140716-4Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни – как вы кормите малыша, укладываете его спать, или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас совсем отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» — меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.
Для игры пригодятся разнообразные аксессуары: стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.

Жмурки-пряталки.

Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

20140716-5По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте ввиду, что если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит – разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны и по команде водящего замирают.

После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант – отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества – его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваши дети боятся темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.

Куча мала.

Психологи подобные игры очень ценят и называют их телесно ориентированной терапией. Такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы. Нередко, придя с работы, вам хочется буквально упасть на диван. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист – Покоритель Вершин.

Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека свой стиль движения, и это, так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре дети учатся чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала – одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивают телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом – почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой , и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Угадай материал.

Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань, мех, бумага, металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела – спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.

Просто дурачиться, танцевать и обниматься.

Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр – в них заложен глубочайший смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.