20140603

Мороко Любовь Константиновна
воспитатель первой категории

20140603(комплексная реабилитация несовершеннолетних посредством кружка «В мире русского языка и литературы»).

Я работаю в центре «Гармония» воспитателем группы мальчиков среднего и старшего школьного возраста. Очень часто к нам поступают дети с общим недоразвитием речи, низким словарным запасом, с нарушенной психикой. Уровень их знаний очень низкий.

Нередко их суждения крайне бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Воспитанники могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они находятся в комнате. Некоторые с трудом решают простые грамматические задачи или не в состоянии отгадать несложные загадки.

Как правило, такие дети не любят ходить в школу, часто убегают с уроков.

Среди наших воспитанников чаще встречаются ребята с излишней агрессивностью, жестокостью, либо ранимостью, обидчивостью. А главное – это нежелание учиться.

Мне постоянно приходится сталкиваться с необходимостью искать подход к трудным детям, прививать им нормы социальные общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

И здесь на помощь приходит кружковая работа «В мире русского языка и литературы». План занятий я разрабатываю на период комплексной реабилитации (6 месяцев).

Это способствует стабилизации кружковых занятий в плане отбора содержания и конкретных приемов работы.

На занятиях предлагаю детям:
• инсценировать сказку, рассказ или стихотворение;
• разработать самостоятельно сценарий (отобрать значимый эпизод и определить, что и как играть);
• подобрать действующих лиц;
• оснастить действие (дети могут пользоваться всем, что находится в группе).

Нацеливаю внимание воспитанников на важность работы над словом, мимикой, жестами. Для подготовки дается определенное время. При этом учитываю такие задачи, как развитие читательских интересов детей, эстетического вкуса.

А также умение самостоятельно работать с книгой, хорошо читать, декламировать, планировать свои действия, умение точно, образно выражать мысли.

Индивидуальная работа настолько перемешивается с коллективной, что перемены, происходящие в детях за 15-20 минут, глубоко оседают в них, царят в их душах и после показа сказки.

Содружество несовершеннолетних в микроколлективе и в коллективе в целом, их совместная, целеустремленная деятельность, взаимные обязанности (требовательность к себе и товарищам, организованность, дисциплина) нравственно воспитывают и обогащают.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств.

Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у ребят сопереживание, захватывают их.

Чтение, как и любой другой процесс, затрагивает личность человека. У читателя художественной литературы, как и его создателя, при восприятии произведения проявляются его личные качества, направленность ума, воли, чувств. А нашим детям этого так недостает!

Высшей оценкой в кружковой реабилитации воспитанников является радость соприкосновения детей с художественным произведением и их желанием снова вернуться к нему в той или иной форме.

Выдающийся русский филолог и лингвист Михаил Бахтин считал, что «человек – это, прежде всего, слово. Любое слово – это тайна, в которую необходимо проникнуть. Значит, и человек, и слово требуют особо внимательного к себе отношения».

Изначальную чистоту слов помогают беречь игры в слова и словами. Такие игры учат постигать сложные законы искусства слова, творчески овладевать речью. Игры в ребусы, шарады, анаграммы, перевертыши, каламбуры – не простая забава. В них дети открывают неожиданные свойства слов, учатся остроумию, творчеству, которые издавна ценятся в человеке, и просто получают удовольствие от радости открытия и познания. Это я постоянно вижу на своих кружковых занятиях.

Хочу закончить словами академика Д.С. Лихачева о языке: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – присушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

Лучше и не скажешь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.