mir professii 01

Мир профессий и твое место в нем
Социальный педагог Картавых М. В.

Журнал «Работник социальной службы» №8 2010 г.
Журнал «Беспризорник» №1 2011 г.

mir professii 01Перед подростками, заканчивающими обучение в 9-м классе нашего учреждения объективно возникает проблема выбора программы завершения своего образования. Решая эту проблему, подросток неизбежно задумывается о дальнейших планах – Какую выбрать профессию? Какое образование получить?

Стартовые позиции воспитанников определяются уровнем их психического, физического здоровья, а также уровнем образованности, который в свою очередь зависит и от качества школьного образования, и от профориентационной деятельности нашего Центра.

Наши воспитанники, как правило, имеют невысокий образовательный уровень. Это существенно ограничивает их профессиональный выбор. На момент поступления в наш Центр большинство детей отличается педагогической запущенностью, многие имеют перерыв в обучении, отстают от своих сверстников в освоении школьной программы, имеют отягощенную наследственность. У детей низкая ценность образования в представлениях социального слоя, так как зачастую примером для них являются их неблагополучные родители.

Указанные выше факторы в совокупности приводят к тому, что для большинства из наших воспитанников реальным становится получение начального или среднего профессионально образования. Нашим воспитанникам мы предлагаем обучение по специальностям, востребованным на современном рынке труда: сварщик, электрик, плотник, лаборант химического анализа (оплата труда работников этих специальностей в нашем городе достаточно высокая.

mir professii 02Перед педагогами нашего Центра возникает необходимость в работе по профессиональному определению воспитанников. Решая вопросы профориентационной работы, успешной социализации наших воспитанников в профессиональных учебных заведениях необходимо обеспечивать практико-ориентированную направленность формирования у детей образа будущей профессиональной деятельности. На этапе начальной школы – это может достигаться через игры, через кружки, через художественно-эстетическую деятельность. Детям младшего и среднего школьного возраста необходимо давать знания о труде, о мире профессий. На этапе основной школы – факультативные курсы, постоянная воспитательная работа в группе по формированию профессионального самоопределения.

Практически весь теоретический профориентационный материал закрепляется на практике с помощью игрового метода. Эмоциональное подкрепление получаемой информации, возникающее в игровой ситуации, делает предлагаемую программу профориентационных занятий наиболее приемлемой и действенной.

Мы предлагаем использовать в своей работе разнообразные формы профориентационных игр с учетом возраста детей:

  • Ролевые профигры, имитирующие профессиональную деятельность
  • Профигры, имитирующие процесс выбора профессии
  • Профигры-конкурсы
  • Познавательные профигры
  • Игры, направленные на развитие профессионально-важных качеств, на развитие коммуникативных навыков и умений

Игра «Ассоциация»

В начале игры выбираются водящие 3-4 человека, которые выходят из игрового помещения. Группа загадывает профессию, специальность или должность. Задача водящего отгадать задание группы по ассоциативным вопросам: Какой запах имеет профессия? Какого цвета данная профессия? Какой вкус у этой профессии? После угадывания группа объявляет, что это такое: профессия, специальность, должность.

Игра «Угадай профессию»

Участники игры загадывают профессию и показывают группе содержание ее труда с помощью движений и жестов. Задача группы – угадать профессию и отнести ее к умственному или физическому труду
Игра «Журналист»

Из группы выбираются 2-3 игрока на роль «журналистов», которые выходят их игрового помещения. Их задача в дальнейшем на основе игры «Да и нет» составить рассказ по ответам на конкретные вопросы. Оставшимся участникам игры объясняются правила ответов на вопросы «журналистов»: если вопрос оканчивается на гласную букву и мягкий знак – ответ «да», если на согласную букву – ответ «нет».После того, как «журналисты» составят полученный рассказ, ими угадывается якобы загаданное группой произведение.

Игра-пантонима «Прием на работу»

Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. По очереди команды выступают в роли работодателей и трудоустраивающихся людей. Трудоустраивающиеся спрашивают:
— Вам работники нужны?
— А что вы умеете делать? – спрашивают работодатели

В овеет трудоустраивающиеся начинают изображать действия, которые выполняют люди загадочной профессии. Задача работодателей – отгадать профессии и набрать необходимых себе людей. При отборе определяется квалификация.

Игра «Черный ящик»

В ящике (мешке) находятся рабочие инструменты. Ведущий опускает руку в ящик, берет один предмет и, не доставая его, говорит какую работу, какие отрасли им выполняют. Задача участников игры – назвать инструмент. Предмет угадан, участники перечисляют все профессии с ним связанные.

Игра «Учитель-ученик»

Участникам игры предлагаются роли: учителя математики и ученика.

Ситуация: учитель рекомендует ученику выбрать профессию экономиста. Ученик же хочет выбрать профессию юриста. Выход из ситуации?..

Игра «Родители – ребенок»

Участники игры принимаю на себя роли: мамы, папы, ребенка.

Ситуация: мама рекомендует ребенку идти учиться на налогового инспектора, папа- на строителя, сам сын мечтает о профессии врача. Выход из ситуации?..

Игра «Живая картина»

Участники игры делятся на команды. Члены каждой команды являются персонажами картин художников на тему «Мир профессий». Картины «оживают», персонажи начинают действовать: ведут диалоги между собой, изображают профессиональную деятельность, а затем, «застывают», изображая момент на картине. Сравниваются картины игроков и художников.

Таким образом, игровой метод позволяет активизировать воспитанников на предлагаемых профориентационных занятиях, тем самым привлекает их внимание к проблемам профессионального самоопределения, к познанию самого себя, своих возможностей и способностей, делает занятия по профориентации интересными м живыми для детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *