Мир профессий и твое место в нем
Социальный педагог Картавых М. В.
Журнал «Работник социальной службы» №8 2010 г.
Журнал «Беспризорник» №1 2011 г.
Перед подростками, заканчивающими обучение в 9-м классе нашего учреждения объективно возникает проблема выбора программы завершения своего образования. Решая эту проблему, подросток неизбежно задумывается о дальнейших планах – Какую выбрать профессию? Какое образование получить?
Стартовые позиции воспитанников определяются уровнем их психического, физического здоровья, а также уровнем образованности, который в свою очередь зависит и от качества школьного образования, и от профориентационной деятельности нашего Центра.
Наши воспитанники, как правило, имеют невысокий образовательный уровень. Это существенно ограничивает их профессиональный выбор. На момент поступления в наш Центр большинство детей отличается педагогической запущенностью, многие имеют перерыв в обучении, отстают от своих сверстников в освоении школьной программы, имеют отягощенную наследственность. У детей низкая ценность образования в представлениях социального слоя, так как зачастую примером для них являются их неблагополучные родители.
Указанные выше факторы в совокупности приводят к тому, что для большинства из наших воспитанников реальным становится получение начального или среднего профессионально образования. Нашим воспитанникам мы предлагаем обучение по специальностям, востребованным на современном рынке труда: сварщик, электрик, плотник, лаборант химического анализа (оплата труда работников этих специальностей в нашем городе достаточно высокая.
Перед педагогами нашего Центра возникает необходимость в работе по профессиональному определению воспитанников. Решая вопросы профориентационной работы, успешной социализации наших воспитанников в профессиональных учебных заведениях необходимо обеспечивать практико-ориентированную направленность формирования у детей образа будущей профессиональной деятельности. На этапе начальной школы – это может достигаться через игры, через кружки, через художественно-эстетическую деятельность. Детям младшего и среднего школьного возраста необходимо давать знания о труде, о мире профессий. На этапе основной школы – факультативные курсы, постоянная воспитательная работа в группе по формированию профессионального самоопределения.
Практически весь теоретический профориентационный материал закрепляется на практике с помощью игрового метода. Эмоциональное подкрепление получаемой информации, возникающее в игровой ситуации, делает предлагаемую программу профориентационных занятий наиболее приемлемой и действенной.
Мы предлагаем использовать в своей работе разнообразные формы профориентационных игр с учетом возраста детей:
- Ролевые профигры, имитирующие профессиональную деятельность
- Профигры, имитирующие процесс выбора профессии
- Профигры-конкурсы
- Познавательные профигры
- Игры, направленные на развитие профессионально-важных качеств, на развитие коммуникативных навыков и умений
Игра «Ассоциация»
В начале игры выбираются водящие 3-4 человека, которые выходят из игрового помещения. Группа загадывает профессию, специальность или должность. Задача водящего отгадать задание группы по ассоциативным вопросам: Какой запах имеет профессия? Какого цвета данная профессия? Какой вкус у этой профессии? После угадывания группа объявляет, что это такое: профессия, специальность, должность.
Игра «Угадай профессию»
Участники игры загадывают профессию и показывают группе содержание ее труда с помощью движений и жестов. Задача группы – угадать профессию и отнести ее к умственному или физическому труду
Игра «Журналист»
Из группы выбираются 2-3 игрока на роль «журналистов», которые выходят их игрового помещения. Их задача в дальнейшем на основе игры «Да и нет» составить рассказ по ответам на конкретные вопросы. Оставшимся участникам игры объясняются правила ответов на вопросы «журналистов»: если вопрос оканчивается на гласную букву и мягкий знак – ответ «да», если на согласную букву – ответ «нет».После того, как «журналисты» составят полученный рассказ, ими угадывается якобы загаданное группой произведение.
Игра-пантонима «Прием на работу»
Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. По очереди команды выступают в роли работодателей и трудоустраивающихся людей. Трудоустраивающиеся спрашивают:
— Вам работники нужны?
— А что вы умеете делать? – спрашивают работодатели
В овеет трудоустраивающиеся начинают изображать действия, которые выполняют люди загадочной профессии. Задача работодателей – отгадать профессии и набрать необходимых себе людей. При отборе определяется квалификация.
Игра «Черный ящик»
В ящике (мешке) находятся рабочие инструменты. Ведущий опускает руку в ящик, берет один предмет и, не доставая его, говорит какую работу, какие отрасли им выполняют. Задача участников игры – назвать инструмент. Предмет угадан, участники перечисляют все профессии с ним связанные.
Игра «Учитель-ученик»
Участникам игры предлагаются роли: учителя математики и ученика.
Ситуация: учитель рекомендует ученику выбрать профессию экономиста. Ученик же хочет выбрать профессию юриста. Выход из ситуации?..
Игра «Родители – ребенок»
Участники игры принимаю на себя роли: мамы, папы, ребенка.
Ситуация: мама рекомендует ребенку идти учиться на налогового инспектора, папа- на строителя, сам сын мечтает о профессии врача. Выход из ситуации?..
Игра «Живая картина»
Участники игры делятся на команды. Члены каждой команды являются персонажами картин художников на тему «Мир профессий». Картины «оживают», персонажи начинают действовать: ведут диалоги между собой, изображают профессиональную деятельность, а затем, «застывают», изображая момент на картине. Сравниваются картины игроков и художников.
Таким образом, игровой метод позволяет активизировать воспитанников на предлагаемых профориентационных занятиях, тем самым привлекает их внимание к проблемам профессионального самоопределения, к познанию самого себя, своих возможностей и способностей, делает занятия по профориентации интересными м живыми для детей.