Гармония в семье – счастье в доме!
Социальный педагог Картавых М. В.
Журнал «Социальная работа» № 1 2013 г.
В наш Центр попадают дети, которые по тем или иным причинам не могут проживать в семье: оставшиеся без попечения родителей, страдающие от алкоголизма родителей, родительского невнимания, жестокости, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Срок пребывания детей в социально-реабилитационном учреждении ограничен, как правило, 6 месяцами. После этого ребенок должен быть определен на постоянное жительство: возвращен в родную семью, устроен в новую семью или детский дом.
Приоритеты семейного воспитания определяются юридическими нормами Семейного Кодекса, но и тем духовным назначением, которое несет в себе семья. Один из наиболее ярких философов Русского Возрождения И.А. Ильин отмечал: «Никакие «детские сады», «детские дома», «приюты» и тому подобные фальшивые замены семьи не дадут ребенку необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывают родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде — таинственной связью кровной любви. В семье, и только в семье, ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости; существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью; личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесном-душевном-духовном своеобразии. «
Поэтому, несмотря на всю сложность и запутанность житейских ситуаций в семьях, в нашем Центре приоритетными являются формы семейного устройства. После поступления ребенка в реабилитационный центр, в первую очередь, определяются возможность и перспективы возвращения ребенка в родную семью, затем перспективы воспитания ребенка родственниками, и лишь после этого изучается возможность воспитания его в приемной семье. И только в случае невозможности устройства ребенка в семью, ему подбирается сиротское учреждение. Уставы реабилитационных центров закрепляют необходимость работы не только с ребенком, но и с его окружением. Однако действия Центра по жизнеустройству ребенка могут носить только рекомендательный характер, так как, в соответствии с Семейным Кодексом РФ, эти функции возложены на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. С другой стороны, возможности глубокой работы с семьей ребенка значительно возрастают, если деятельность Центра социальной реабилитации и органов опеки согласована, достигнуто взаимопонимание и ведется совместная работа в интересах ребенка.
Работа с семьей начинается сразу, как только поступило обращение за помощью в связи с трудной жизненной ситуацией. Наш опыт показывает, что уход ребенка из семьи влечет существенное изменение в семейной ситуации. И, как правило, требуется значительно больше времени и сил для ее разрешения даже после возвращения ребенка домой.
Сотрудники Центра проводят не только комплексное обследование ребенка и его семьи, но и выявляют все его семейные связи, отношения с родственниками и иные социальные контакты для того, чтобы определить возможности сохранения семьи, перспективы его устройства и разработать индивидуальную программу реабилитации. Поэтапно совместно с родителями специалисты Центра ставят цели, разрабатывают меры по разрешению трудной ситуации в семье. Это может быть оформление необходимых документов, получение пенсий или пособий, смена места жительства, лечение от алкоголизма или токсикомании, получение специальной психологической помощи, перевод ребенка на иную форму обучения.
В Центре с семьей работают социальные педагоги, психологи, воспитатели. Специалисты наблюдают за развитием отношений в семье, за эмоциональным состоянием ребенка после встреч с родителями, за изменениями социального статуса семьи. Если ситуация в семье нормализуется, то принимается решение о возвращении ребенка родителям. К сожалению, приходится констатировать, что часто только страх потерять ребенка заставляет родителей задуматься об изменении своей жизни. В этих случаях приходится прибегать к достаточно жесткому административному стилю взаимоотношений, разъясняя возможные последствия лишения родительских прав.
Из опыта мы знаем, с какой настойчивостью многие подростки, от которых отказались матери при рождении, стремятся найти своих родителей и родственников. И чем больше ребенок живет в воспитательном учреждении, тем сильнее стремление найти своих родных и близких, узнать об их прошлом, понять причины своей отверженности. Для них встреча с родными часто означает и примирение с жизнью, принятие своего креста, прощение близких и духовное становление.
Вот один из примеров: подросток воспитывался 7 лет в приемной семье, остальные братья и сестры жили в детском доме, все эти года мальчик знал о своих родственниках, но только попав к нам в Центр на реабилитацию, у него появилась возможность познакомиться и сблизиться со своими братьями и сестрами, их общение продолжается и сейчас.
Категория детей и семей, с которыми мы работаем — это дети и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Под эти понятием подразумевается очень многое: это не только семьи, где родители пьют, находятся в розыске или тюрьме, но и дети, потерявшие контакты с родителями, родственниками, сверстниками; это и семьи, где родители работают с утра до вечера, вследствие чего у них нет времени на общение со своими детьми и дети из-за недопонимания пытаются найти его вне семьи: на улицах, в дворовых компаниях, в алкоголе, в наркотиках…
Нашим детям и подросткам, попадающим в наше социально-реабилитационное учреждение, требуется обязательная помощь, которая является суммой нескольких составляющих: на хорошей материально-технической базе высококвалифицированные специалисты, используя новейшие современные методики и программы работы с детьми и их семьями правильно оценивают ситуацию, в которой оказалась семья с детьми, и находят пути выхода из нее.