День правовой помощи детям

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

19 ноября 2021 г. Государственное казенное учреждение Самарской области «Государственное юридическое бюро по Самарской области» проводит Всероссийский день правовой помощи детям.

Основная задача Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, юридических аспектов опеки, алиментных обязательств и другим правовым вопросам детско-родительских отношений, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи.

Мероприятие «Всероссийский день правовой помощи детям» будет проходить на базе ГКУ СО «Государственное юридическое бюро по Самарской области» и его структурных подразделений в формате дня открытых дверей с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действующих на территории Самарской области.

Уникальные методики по подготовке детей к школе

Администратор сайта
Рубрика: Делимся опытом

В «Тольяттинском СРЦН «Гармония»» каждый год подрастают дети , которые нуждаются в обучении и подготовке к школе . Для этого весь коллектив помогает детям освоить основные навыки , необходимые для успешной учёбы в школе . Особое внимание уделяется со стороны логопеда и учителя-дефектологам . В их работе используются современные технологии по методике . Одна из новейших методик :  прогрессивная методика обучения малышей чтению «Динамические кубики Чаплыгина».

Динамические кубики Чаплыгина — это прогрессивная методика обучения малышей чтению. Автором кубиков является преподаватель Е. Чаплыгин. Он совместил всё хорошее из имеющихся методик и создал свою. Кубики Чаплыгина — это 10 двойных кубиков, закреплённых на деревянной основе таким образом, что они могут поворачиваться вдоль своей оси и 10 одинарных, по 4 буквы на каждом. Сами кубики деревянные, ребёнку очень приятно держать их в руках, они экологически чистые и не вредят здоровью. Гласные кубики нарисованы красным цветом, а согласные — чёрным. Вот, собственно, и всё. Но этот набор назван «Читаю легко», так как многие малыши увлекаются подобными кубиками и, действительно, начинают быстро читать. Секрет прост: детям нравится всё делать самостоятельно, а кубики Чаплыгина именно этому и способствуют. Их очень сложно (практически невозможно) сломать, поэтому малыш может бесконечно их крутить, составляя всё новые и новые слоги и слова.

Кубики Чаплыгина

Каждый педагог мечтает, чтобы его воспитанник успешно познавал мир, обучался новым навыкам . Одним из главных умений, отличающих уже «взрослого» малыша от маленького карапуза, является чтение. Существует несколько методик, позволяющих быстро обучить кроху принципу сложения складов, но одной из самых успешных считается использование динамических кубиков Чаплыгина.

 

Характеристика динамических кубиков Чаплыгина

Белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин несколько лет назад выдвинул гипотезу о том, что научить ребёнка читать можно всего за пару дней: нужно только дать возможность карапузу понять принцип складывания букв в слоги, а затем и в простые слова и словосочетания — так малыш быстро освоит принцип чтения. На практике воплощения подобной идеи в целую методику ещё не было. Тогда Чаплыгин придумал пособие в виде одной из любимых забав малышей – кубиков, которые сложены определённым образом.

Деревянная развивающая игрушка состоит из 10 одинарных кубиков с одной буквой на каждой из 4 граней и 10 двойных блоков, образующих наиболее употребительные слоги (они крепятся на двух рейках и свободно вращаются на 360 градусов). В двойных кубиках есть по 2 пары одинаковых слогов для создания простых слов: «мама», «папа», «баба». На рейках расположена цифра и определённый знак (например, сердце или птица), чтобы даже детки, которые ещё не умеют читать и считать, могли найти нужный им кубик, пока не запомнят цифры и буквы. Путём совмещения 2 парных кубиков в различных комбинациях получается 20 слов, а после добавления к ним ещё двух пар – 500. Также в комплект входит методическое руководство с описанием игр, упражнений с кубиками и специальная тетрадь-пропись, с помощью которой малыш может отрабатывать навык письма.

Комплект кубиков Чаплыгина

Комплект состоит из одинарных и двойных кубиков

Во время занятий с кубиками Чаплыгина задействуются все сферы восприятия малыша:

— зрение (яркие символы привлекают внимание, дети рассматривают буквы и слоги);

— речь (ребёнок повторяет названия букв, слогов, озвучивает свои действия с пособием);

— мышление (малыш учится анализировать и делать выводы, сопоставляя слоги и определяя их отличия);

— предметно-манипулятивная деятельность (дети включаются в процесс, организованный в игровой форме, пермещают, крутят кубики).

Методика работы с пособием

Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения. Обычно на это уходит от 3 дней до 1 месяца. Автор пособия гарантирует, что уже после 3 занятия карапуз сможет складывать слоги в слова.

Подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к кубикам инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребёнка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве.

Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов.

Не стоит пытаться пройти все этапы быстро. Позвольте ребёнку освоить новую забаву и переварить полученную информацию. Когда же он научится с лёгкостью складывать слова различной сложности, можно будет переходить к составлению словосочетаний и коротких предложений, а также начать работу в специальной тетради из комплекта пособия. В ней находятся контуры печатных букв и простейших слогов, а также слова. Задача ребёнка — «написать» увиденное слово кубиками.

Витамины и здоровье

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

В рамках проекта «Витамины и здоровье» в ГКУ «Тольяттинском СРЦН «Гармония» воспитатель Гриднева Г.В. и Дурманова М.И. провели познавательно-игровое мероприятие здоровье сберегающей направленности: «Витамины я люблю, быть здоровым быть хочу!»

Целью данного проекта стало: «Формирование у детей представления о правильном питании и о здоровом образе жизни, о витаминах, об их пользе для здоровья человека, содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Дети читали стихи о витаминах, поиграли в игру: «Угадай на вкус».

Практическим заданием для всех ребят было изготовление «Витаминного дерева здоровья», с которым они справились. Очень надеемся, что данный проект поможет детям понять, что здоровье зависит от правильного питания-еда должна быть не только вкусной, но и полезной, в воспитании потребности в сохранении своего здоровья.

Витамины и здоровье

День рождения «Гармонии»

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

01 октября на праздничное мероприятие, посвящённое Дню рождения  социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», прибыли воспитанники официальные лица, коллеги, шефы и друзья.

Вся жизнь детей и сотрудников детского дома — переплетение судеб и событий. Это слияние — благотворное и трагичное одновременно. Трагичное в том, что дети остаются без родителей, а благотворное — в том, что эти дети обретают здесь опору в посвятивших им себя людях. Об этом говорила на празднике директор учреждения Каюмова И.В.  Она поздравила всех с праздником. Особые слова благодарности за многолетний труд и душевность были адресованы ветеранам педагогического труда. Наряду с ними благодарностями и грамотами от директора детского дома были награждены все, кто в настоящее время стоит на страже детства.

День рождения детского дома  — замечательный повод сказать доброе слово людям, посвятившим себя воспитанию детей, дарящим им тепло своих сердец. Слова благодарности были сказаны и в адрес наших друзей, спонсоров, социальных партнеров.

Не забудется присутствующим и концерт, подготовленный силами воспитанников и педагогов детдома. Все очень старались, и каждый номер был встречен аплодисментами. А завершился праздник общим фото и угощением в арт кафе «Гармония».

Замок Гарибальди

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

20 августа воспитанники центра побывали на экскурсии в с. Хрящевка в настоящем замке— с башнями, витражами и статуями драконов.

Гуляя здесь они представляли себя в сказке о рыцарях и принцессах. Ребятам было очень интересно исследовать территорию замка Гарибальди, так как  каждая деталь замка имеет свою историю и интересные факты о его строительстве.

Экскурсия в замок подарила детям массу  ярких впечатлений, интересных открытий и красивых фотографий.

Экскурсия по святым местам г. Тольятти

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

21 августа с воспитанниками двух отделений СРЦН «Гармония» была проведена обзорная экскурсия по святым местам г. Тольятти.

У нас была прекрасная возможность самостоятельно познакомиться с богатой историей посещённых храмов, которая насчитывает много прекрасных и трагических страниц. Первый храм, который мы посетили- это Свято-Тихоновский храм. Далее с детьми  была проведена прогулка на теплоходе из порта Нового города до Комсомольского района.  В Храме Успения Пресвятой Богородицы в порт- поселке г. Тольятти детей приняли с открытой душой, заранее в трапезной был организован очень вкусный обед.

Воспитанники получили возможность подробно рассмотреть великолепный многоцветный декор фасадов, полюбоваться уникальными эмалевыми куполами храмов. Ребята были рады, что побывали в таких интересных местах нашего края!

Экскурсия по святым местам г. Тольятти

День государственного флага Российской Федерации

Администратор сайта
Рубрика: Новости центра

В преддверии празднования Дня государственного флага Российской Федерации Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» реализует комплекс мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

День государственного флага Российской Федерации

«Тольяттинский СРЦН «Гармония так же приняли участие в этой акции. В центре были проведены  занятия, викторина, просмотр видео ролика  по данной теме. И завершилось все праздничным мероприятием «День Флага».

 

Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра

Администратор сайта
Рубрика: Делимся опытом

Ступалова Вероника Вячеславовна
социальный педагог первой квалификационной категории ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»

 

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность.

В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности.

С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей).

С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии).

Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

В чем же состоит деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация  в условиях реабилитационного центра?

 

             Содержание деятельности социального педагога в условиях реабилитационного центра

Коррекционная работа с «педагогически запущенными» подростками.

Данная группа подростков испытывает трудности в обучении, обусловленные теми или иными проблемами интеллектуального развития, нарушениями отдельных познавательных процессов, особенностями сформированности ведущей деятельности (учение, общение) отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации.

В работе с подростками данной группы следующим после сбора анамнестических сведений этапом психодиагностической процедуры является анализ познавательной деятельности подростка.

 Этот этап дает в результате социальному педагогу оценку уровня интеллектуального развития, прогноз потенциальных возможностей. Необходимо также проконсультироваться со специалистами медицинского профиля. Педагогически запущенные воспитанники   нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей,  щадящем режиме обучения, специальных коррекционных программах и социально — психологической поддержке их семей.

Группа «трудных» подростков – так называемые социально -дезадаптированные, педагогически запущенные подростки с отклоняющимся или преступным поведением.

В отношениях с детьми этой группы следует учитывать различие между законопослушным и криминальным поведением. В работе с «трудными» также как и в работе с больными подростками, социальному педагогу важно определить пределы своей профессиональной компетенции и свое место в общем социальном контексте воздействий на таких воспитанников  со стороны общественно – административных, правовых и социальных органов.

Данной группе подростков, прежде всего, необходима помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно – нравственными нормами и ценностями, общесоциальная поддержка в целом.

Помощь социально запущенным подросткам в условиях СРЦН  организуется с учетом индивидуально – психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению разных отклонений и проявлений.

Поэтому нелегко дать готовый рецепт на каждый трудный случай. Однако анализ воспитательно – профилактической работы социального педагога, педагога- психолога, воспитателей,  с подростками позволяет сформировать некоторые принципы их социально – педагогической реабилитации:

  1. Опора на положительные качества подростка;
  2. Формирование будущих положительных устремлений подростка;
  3. Включение в коллективную деятельность;
  4. Реализация потребности в самоутверждении;
  5. Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей;
  6. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях подростками со стороны педагогов.

В коррекционной работе с группой социально дезадаптированных  подростков   следует соблюдать некоторые рекомендации.

На начальных этапах не рекомендуются групповые формы такой работы. Не говоря уже о практически неизбежной при этом отрицательной реакции подростков, индивидуальная работа более эффективна.  Совершенно неэффективным оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка – также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – путем привлечения его к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени — неизбежен возврат подростка в асоциальную компанию.

 

 

          Программа  коррекции   педагогической запущенности.

Нормативно-правовая основа программы:

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Конституция Российской Федерации;

— Закон РФ «Об образовании».

Цели программы:

  • Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению подростков в полноценную жизнь и деятельность коллектива;
  • Обучить воспитанников приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях;
  • Воспитать интерес к профессиональным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях;
  • Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки;
  • Скоординировать воспитательные воздействия на подростка;

Задачи программы:

  • Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов подростка;
  • Найти индивидуальный подход к подростку;
  • Помочь преодолеть нездоровые увлечения алкоголем и курением;
  • Проведение тренинговых упражнений.
  • Стратегические направления:
  • Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных воспитанников;
  • Работа по устранению неуспеваемости в учебной деятельности;
  • Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных;

Тактика реализации программы.

Провести консультативные беседы на темы о вреде алкоголя, наркомании  табакокурения и других вредных привычек с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов, участие в тренингах педагога- психолога.

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитаннику  на занятиях, дополнительные учебные занятия, привлечение воспитанника  к   мероприятиям познавательного характера.

Преодоление недостатков физического развития и здоровья может происходить с использованием следующих форм и методов работы: участие  в спортивных мероприятиях, специальные медицинские мероприятия, такие как, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных воспитанников.

Цель данной работы была: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными  детьми  и  разработать программу  коррекции педагогической запущенности в условиях реабилитационного центра.

Установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности подростка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.

Педагогически запущенный подросток является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

Педагогически запущенные подростки легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

 

                      Список используемой литературы

  • Белозерова Л.И. Основы теории и  методики воспитательной работы с «трудными детьми». – Киров 1994.
  • Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
  • Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
  • Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
  • Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 1999.
  • Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М. 1992.
  • Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие: М., 2008.
  • Лукьянова М.И. «Трудные дети» способы эффективного взаимодействия. Методическое пособие. Ульяновск 1993.
  • Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М, 1999.
  • Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
  • Паншина И.А. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» в условиях НПО.// Профессиональное образование №2 2003.
  • Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1988.
  • Социальная педагогика.  / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
  • Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5–11 классы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.,2008.

Профилактика правонарушений, самовольных уходов воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра

Администратор сайта
Рубрика: Делимся опытом

Ступалова Вероника Вячеславовна
социальный педагог первой квалификационной категории ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»

 

Цель:

Предупреждение самовольных уходов и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

— организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия

— создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную деятельность.

Деятельность нашего центра направлена на профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В учреждение принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и (или) в социально опасном положении и нуждающиеся в социальной помощи:

— дети-сироты;

— дети, оставшиеся без попечения родителей;

— дети, проживающие в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;

— заблудившиеся или подкинутые дети;

— беспризорные, безнадзорные дети;

— дети, отказывающиеся жить в семье или в образовательном учреждении для — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в учреждениях социального обслуживания для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

— дети, подвергшиеся любым формам насилия;

— дети, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

— дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Первое место среди причин побегов воспитанников госучреждений занимает мотивированное поведение, спровоцированное желанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встретиться с родными и близкими.

Второй по распространенности причиной побегов является конформное поведение, т.е. приобщение к группе воспитанников, совершающих самовольные уходы «за компанию».

Третьей по распространенности причиной уходов воспитанников является протестное поведение как реакция на необходимость соблюдения дисциплинарных требований и режима учреждения.

На четвертом месте среди причин побегов стоит желание детей привлечь к себе внимание взрослых.

На пятом месте в градации причин побегов находятся проблемы детей, связанные с процессом учебы.

Социально-реабилитационный центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних и предназначен для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Составляющим элементом воспитательно-реабилитационной работы стало создание условий для организации досуга детей.

В целях реализации данной программы в Центре проводятся тематические конкурсы, праздники, дни здоровья, организуются экскурсии в библиотеки, кинотеатры, музеи, выставки, которые не только способствуют духовному становлению личности ребенка, но и развивают ее творческое начало. Но, к сожалению, в каждой группе есть подростки, которые совершают правонарушения, употребляют алкоголь, самовольно уходят за пределы центра.

Поэтому, одно из важнейших направлений в работе педагогов является профилактика правонарушений,  девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников.

Для этого необходимо:

-выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учебе;

-определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей;

-изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

-вовлечение подростков в различные виды положительно-активной социальной деятельности.

Также для предупреждения и коррекции отклоняющего поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка.

Поэтому, детям необходимо усвоить и выполнять установленные нормы и правила.

Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку.      Стремясь к достижению этой цели, следует обратить внимание на следующее: следует научить ребенка выполнять режим дня.

Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному центром, отклонений от которого нельзя допускать.

Все вещи ребенка должны быть на своих местах и находиться в порядке.  Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.

Не следует проходить мимо возникшего беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.

Использовать различные приемы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.

Не следует пренебрегать таким видом воспитания, как разъяснения, устные советы. Беседы должны быть хорошо спланированы.

Для формирования личности ребенка необходимо приводить примеры из жизни – это дает информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей здоровую мораль.

Наши дети живут в контакте с другими людьми. Если же кто – то отклоняется от общепринятых норм и начинает вести себя не так, как все, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми. Ничем не ограниченная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость, диктат, поскольку не возлагает на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки.

Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.

Сердцевиной любой воспитательной деятельности является индивидуальный подход.

В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому, у каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Отношения педагогов и воспитанников должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика показывает, что если педагог требует от своих воспитанников лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением своих воспитанников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе.

В работе с девиантными подростками необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», « правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющего поведения воспитанников ,по профилактике правонарушений и свободных уходов, девиантного поведения у воспитанников была успешной, необходимо выработать:

— позитивный настрой;

— доверительное взаимодействие;

— последовательность во взаимоотношениях;

— опора на положительные качества и ресурсы;

— разумный компромисс;

— индивидуальный подход;

— системность.

 

 

 

 

                                                 Список литературы

  • Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические аспекты — Мн.,1988
  • Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М., 1994.
  • Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.
  • Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.
  • Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
  • Василькова, Ю.В. Соц. педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  • Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведний/ Елена Валерьевна Змановская. 3-3 изд., испр. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  • Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. М.: Социальная работа, 1998.
  • Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. М.: Школьная пресса, 2007.
  • Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2005.