Педагог-психолог Портнов А.В.
Контингент несовершеннолетних, поступающих в СРЦН «Гармония», отличается устойчивой мотивацией на безответственное поведение и бесцельное времяпрепровождение, что, по нашему мнению, заложено семейным воспитанием в раннем детском возрасте. Высокий уровень суммарного индекса агрессивных реакций, несформированность чувства эмпатии к окружающим, эмоциональная чёрствость у большинства воспитанников приходят в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения, что порождает у них внутренний протест и стремление отреагировать накопившееся раздражение в привычной для них обстановке безнадзорного существования.
Наблюдения за несовершеннолетними, проходящими реабилитацию в центре, показали, что нарушения в их личностном развитии часто связаны с недостаточной удовлетворённостью насущных потребностей. Это приводит к возникновению проблем в эмоциональной сфере. В их поведении возникают следующие отклонения: прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, жестокость и агрессия, духовная опустошённость и цинизм.
На основе анализа сложившейся ситуации и проведённого психолого-педагогического обследования нами были выявлены характерные общие признаки поведенческих реакций, ведущие к уходам воспитанников из центра.
В первую очередь к ним относятся:
• Узость интересов и отсутствие позитивного отношения к познавательной и учебной деятельности;
• Концентрация сознания на получении удовольствий, связанных с витальными потребностями;
• Безответственное отношение к событиям собственной жизни и окружающим людям;
• Рано сформированная потребность в сексуальных контактах и связанная с ней демонстративность поведения;
• Устойчивая химическая зависимость, основанная на длительном употреблении алкогольных напитков и курении, в результате чего нередко наблюдаются признаки синдрома абстиненции;
• Устойчивая тяга н/л к социальным группам, где культивируются девиантные формы поведения;
• Устойчивая тенденция к беспечному существованию, стремление избегать любых обязательств и необходимости подчиняться общепринятым правилам.
В начальный период пребывания в СРЦН, когда происходит адаптация к новым условиям, воспитанники часто совершают самовольные уходы из центра.
С данной категорией н/л проводится систематическая работа по профилактике правонарушений и бродяжничества в виде бесед и консультаций в индивидуальной и групповой форме. В адаптационный период педагоги-психологи используют весь комплекс воздействий, позволяющий стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка (снизить тревожность, агрессивное противостояние, проявление протестных реакций)
Накопившийся опыт по коррекции эмоциональных состояний, особенно с применением сенсорной комнаты, убедительно показывает, что не только сокращается время достижения положительного результата, но и повышается эффективность коррекции состояний ситуативной тревожности и проявления защитных форм агрессии. В свободной, безоценочной атмосфере занятий с воспитанниками легко снимаются маски, изменяются социальные роли, разрешаются внутренние конфликты.
Подростки легче преодолевают психологический дискомфорт и начинают проявлять способность к личностному росту.