Картавых М. В.
Социальный педагог
Трифонова Н.А.
Социальный педагог
Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации несовершеннолетних в условиях ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»
В статье рассматривается значимость проведения кукольных спектаклей в работе с воспитанниками в условиях ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» на примере авторского проекта «Театр детям»
Ключевые слова: кукольный театр, реабилитация, несовершеннолетние воспитанники, развитие личности.
В нашем учреждении на протяжении 5 лет работает проект «Театр детям», рассчитанный на 3 месяца в году. Участники проекта – это воспитанники от 3 до 17 лет: дети 3-8 лет – зрители, 9-17 лет артисты, руководитель проекта – социальный педагог. Данная публикация может стать методическим пособием для специалистов, имеющих желание работать в данном направлении.
Кукольный театр существует уже много веков и остаётся любимым как детьми, так и взрослыми. Для воспитанников реабилитационных центров театр имеет большое воспитательное значение. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных персонажей. Считаем, что наша тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет.
Прежде всего подбирается сценарий, он должен соответствовать возрасту зрителей, чтобы быть ими понятым. Спектакли с участием кукол дарят малышам хорошее настроение и много впечатлений, развивают их способности, воспитывают их эмоциональность. Дети видят взаимоотношения между героями, которые показывают им, какими нужно и не нужно быть. Персонажи являют собой примеры доброты, любви к близким и к Родине, настоящей дружбы, трудолюбия, стремления к исполнению мечты. Очень большое поучительное значение имеют кукольные спектакли для детей. Сценарий представления в исполнении кукол близок ребёнку. Дети испытывают восторг, когда видят кукольные спектакли. На их глазах происходит волшебство — куклы оживают, двигаются, танцуют, разговаривают, плачут и смеются, превращаются во что-то или в кого-то. Кукольный спектакль должен быть поучительным и при этом в нём желательно присутствие юмористических деталей. Лучше, если диалоги не будут слишком длинными. В спектакле должно быть больше действия, чем текста. Долгие диалоги будут для маленьких зрителей утомительными. Самое главное — это написать сценарий интересный и понятный. Воспитанниками центра были подготовлены и показаны спектакли: «Вслед за солнышком», «Новогодние приключения колобка», «Добро всегда побеждает», «Колобок – румяный бок»
Цель проекта:
- Создать кукольный театр с помощью кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.
Задачи проекта:
- узнать историю кукольного театра;
- научиться пользоваться дополнительной литературой и Интернетом;
- создать условия для открытия артистических, художественных, литературных способностей.
Сроки выполнения проекта:
3 месяца
Формы работы с воспитанниками:
- беседы;
- диалоги;
- наглядная информация;
Реализация проекта
Всю работу по созданию проекта можно разделить на 3 этапа:
- Подготовительный (2 недели)
- Основной этап: (2 месяца)
- — исследовательский;
- — прикладной;
- Заключительный этап (2 недели)
Подготовительный этап:
- Определение проблемы и задач исследования;
- Выдвижение гипотезы и способов её решения;
- Обсуждение методов исследования;
- Приобретение необходимых материалов.
Основной этап:
- Организация кукольного театра, набор участников;
- Реставрация кукол и декораций к спектаклям;
- Распределение обязанностей детей в соответствии с их творческими способностями;
- Разработка сценария спектакля.
Заключительный этап:
- Презентация и защита проекта;
- Выступление со спектаклем перед младшими воспитанниками, родителями.
Участники проекта
Воспитанники 3 -17 лет, социальные педагоги.
Руководство проектом
Социальный педагог
План-программа работы по проекту
№ п/п | Тема | Форма | Срок проведения |
1. | История создания кукольного театра | Беседа, показ презентации, обсуждение | 2 недели |
2. | Знакомство с куклами театра, выбор спектакля | Реставрация кукол, просмотр видеоматериалов | 2 недели |
3. | Распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, декораций | Беседа, работа в интернете, выполнение творческих заданий | 1 неделя |
4. | Репетиции спектакля | Постановка спектакля, отработка ролей | 4 недели |
5. | Выступление на родительском лектории | Показ фрагмента спектакля | 1 неделя |
6. | Защита проекта | Показ презентации | 1 неделя |
7. | Выступление перед младшими воспитанниками | Показ спектакля | 1 неделя |
Ожидаемые результаты работы по проекту:
- вовлечение воспитанников в работу над проектом, тем самым отвлечение их от негативных явлений;
- обучение подростков творчеству и актёрскому мастерству.
- старшие воспитанники узнают много нового о кукольном театре, заинтересуют театром других ребят в реабилитационном центре, сделают интересным свободное время младших воспитанников.
- кукольный театр может сыгратьбольшую роль в формировании личности ребенка, т.к. он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей, начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Данная технология была направлена на обучение воспитанников творчеству и актёрскому мастерству, отвлечение подростков от негативных явлений; на занятость воспитанников центра в свободное время, на всестороннее развитие личности.