Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации

Картавых М. В.
Социальный педагог
Трифонова Н.А.
Социальный педагог

Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации несовершеннолетних в условиях ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»

В статье рассматривается значимость проведения  кукольных спектаклей в работе с воспитанниками в условиях  ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» на примере авторского проекта «Театр детям»

Ключевые слова: кукольный театр,  реабилитация, несовершеннолетние воспитанники, развитие личности.

     В нашем учреждении на протяжении 5 лет работает проект «Театр детям», рассчитанный на  3 месяца в году. Участники проекта – это воспитанники от 3 до 17 лет: дети 3-8 лет – зрители, 9-17 лет артисты, руководитель проекта – социальный педагог. Данная публикация может стать методическим пособием для специалистов, имеющих желание работать в данном направлении.

Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации

Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации

     Кукольный театр существует уже много веков и остаётся любимым как детьми, так и взрослыми. Для воспитанников реабилитационных центров театр имеет большое воспитательное значение. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных персонажей. Считаем, что наша тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет.   

Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации

Театральная деятельность с воспитанниками как средство комплексной реабилитации

     Прежде всего подбирается сценарий, он должен соответствовать возрасту зрителей, чтобы быть ими понятым. Спектакли с участием кукол дарят малышам хорошее настроение и много впечатлений, развивают их способности, воспитывают их эмоциональность. Дети видят взаимоотношения между героями, которые показывают им, какими нужно и не нужно быть. Персонажи являют собой примеры доброты, любви к близким и к Родине, настоящей дружбы, трудолюбия, стремления к исполнению мечты. Очень большое поучительное значение имеют кукольные спектакли для детей. Сценарий представления в исполнении кукол близок ребёнку. Дети испытывают восторг, когда видят кукольные спектакли. На их глазах происходит волшебство — куклы оживают, двигаются, танцуют, разговаривают, плачут и смеются, превращаются во что-то или в кого-то.      Кукольный спектакль должен быть поучительным и при этом в нём желательно присутствие юмористических деталей. Лучше, если диалоги не будут слишком длинными. В спектакле должно быть больше действия, чем текста. Долгие диалоги будут для маленьких зрителей утомительными. Самое главное — это написать сценарий интересный и понятный. Воспитанниками центра были подготовлены и показаны спектакли: «Вслед за солнышком», «Новогодние приключения колобка», «Добро всегда побеждает», «Колобок – румяный бок»

 Цель проекта:

  • Создать кукольный театр с помощью кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.

 Задачи проекта:

  • узнать историю кукольного театра;
  • научиться пользоваться дополнительной литературой и Интернетом;
  • создать условия для открытия артистических, художественных, литературных способностей.

 Сроки выполнения проекта:

    3 месяца

 Формы работы с воспитанниками:

  • беседы;
  • диалоги;
  • наглядная информация;

 Реализация проекта

Всю работу по созданию проекта можно разделить на 3 этапа:

  • Подготовительный (2 недели)
  • Основной этап: (2 месяца)
    • —  исследовательский;
    • —  прикладной;
  • Заключительный этап (2 недели)

Подготовительный этап:

  • Определение проблемы и задач исследования;
  • Выдвижение гипотезы и способов её  решения;
  • Обсуждение методов исследования;
  • Приобретение необходимых материалов.

Основной этап:

  • Организация кукольного театра, набор участников;
  • Реставрация кукол и декораций к спектаклям;
  • Распределение обязанностей детей в соответствии с их творческими способностями;
  • Разработка сценария спектакля.

Заключительный этап:

  • Презентация и защита проекта;
  • Выступление со спектаклем перед младшими воспитанниками, родителями.

 Участники проекта

Воспитанники 3 -17 лет, социальные педагоги.

 Руководство проектом

Социальный педагог

 План-программа работы по проекту

№ п/п

ТемаФормаСрок проведения

1.

История создания кукольного театраБеседа, показ презентации, обсуждение

2 недели

2.Знакомство с куклами театра, выбор спектакляРеставрация кукол, просмотр видеоматериалов

2 недели

3.Распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, декорацийБеседа, работа в интернете, выполнение творческих заданий1 неделя
4.Репетиции спектакляПостановка спектакля, отработка ролей4 недели
5.Выступление на родительском лекторииПоказ фрагмента спектакля1 неделя
6.Защита проектаПоказ презентации1 неделя
7.Выступление перед младшими воспитанникамиПоказ спектакля

1 неделя

 

Ожидаемые результаты работы по проекту:

  • вовлечение воспитанников в работу над проектом, тем самым отвлечение их от негативных явлений;
  • обучение подростков творчеству и актёрскому мастерству.
  • старшие воспитанники узнают много нового о кукольном театре, заинтересуют театром других ребят в реабилитационном центре, сделают интересным свободное время младших воспитанников.
  • кукольный театр может сыгратьбольшую роль в формировании личности ребенка, т.к. он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей,  начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Данная технология была направлена на обучение воспитанников творчеству и актёрскому мастерству, отвлечение подростков от негативных явлений; на занятость воспитанников центра в свободное время, на всестороннее развитие личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.