Учитель-логопед Бурмистрова Е.Н.
Процесс освоения чтения сложный и интересный. Но не каждый ребенок способен освоить эту науку быстро и легко. Чтение требует определенной готовности высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. Достаточное развитие зрительного восприятия обеспечивает усвоение начертаний букв, позволяет охватить взглядом все слово, пространственная функция восприятия отвечает за ориентировку на листе бумаги, различение букв. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произношения звуков, умения производить звуковой анализ слова, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка. Память обеспечивает запоминание образа буквы и ее звучания. Внимание и произвольность поддерживают работу всех психических функций, влияют на развитие эмоционально — волевой сферы. Большое значение для овладения письмом имеет состояние мелкой моторики пальцев рук.
Период, когда интенсивно развиваются психические функции, приходится на дошкольное детство. Отставание в развитии какой-либо функции может привести к нарушению чтения и письма.
Для профилактики этих нарушений в работе учителя — логопеда широко используются игровые технологии, которые помогают повысить успешность обучения детей.
Игра «Слушай и выбирай» направлена на развитие фонематического восприятия.
Перед ребенком раскладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию (рак, мак, лак, бак). Учитель-логопед называет 3-4слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Одинаковые или разные».
Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Что просит мышка».
Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Игра «Отстукивание слогов».
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Учитель-логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Игра «Отстукивание слогов».
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Учитель-логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Для развития зрительного восприятия предлагаются задания на различение геометрических фигур, похожих изображений, букв, нахождение заданной буквы среди похожих по начертанию, дорисовывание букв, превращение одной буквы в другую. Рисование предметов и лепка требует воспроизведения контуров предметов, объемов и форм, в дальнейшем эти навыки понадобятся для правильного воспроизведения начертаний букв.
Для развития способности к восприятию и анализу пространственных отношений можно использовать следующие упражнения:
предложить ребенку на листе нарисовать точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху – треугольник, снизу – крестик. Попросить воспитанника объяснить пространственные отличия похожих букв (Р –Ь, С –Э, Г –Т, Ш – Щ, Ю – Ы, Б – В). К нарисованным наклонным линиям пририсовать по образцу недостающие элементы букв (А, У, Х, И, Й, М). Нарисуйте с ребенком несколько небольших кружков, после чего он должен «превратить» их в буквы (Ю, Ы, Ф, Р,Ь, Б, В)
Таким образом, использование игровых технологий позволяет предотвратить и преодолеть типичные сложности, возникающие у детей при обычном обучении чтению.