Бурмистрова Е.Н.,учитель-логопед.
Значение движения в развитии ребенка трудно переоценить. К.Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания». Возможность движения, практических действий для ребенка — одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса к занятиям. Эффективность использования двигательных средств (подвижных игр, пальчиковых игр, физкультминуток) объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребёнка и интенсивностью развития его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворений) способствует развитию моторики.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Активизация мелкой моторики рук способствует выработке ловкости, умения управлять своими движениями, развитию концентрации внимания.
В подвижных играх формируются межличностные отношения между сверстниками, происходит совершенствование познавательных процессов, проявляется творческая активность. Словесный материал, включенный в игру, может использоваться для решения важных задач: закреплению в речи различных групп звуков; активизации словаря по определенной лексической теме; в работе над грамматическим строем речи.
Например, подвижная игра «Синица» проводится с целью автоматизации звука Ц.
Дети стоят в кругу. Под музыку внутри круга «летает» синица – заранее выбранная считалкой и цикает «Ц-Ц-Ц».С окончанием музыки ребенок – синица останавливается. Дети спрашивают его:
— Птица-синица, где ты была?
— Я летала по садам, я бывала тут и там.
Ц-Ц-Ц
Дети спрашивают:
— Птица-синица, кто твоя сестрица?
Ребенок выбирает новую синицу.
Физкультминутка «Ветер» направлена регуляцию мышечного тонуса, автоматизацию звука Ш.
Ветер дует нам в лицо, (дети поднимают руки и раскачиваются)
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише, тише, (приседают)
деревцо все выше, выше (выпрямляются)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальцы на обеих руках)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)
Листья березы, (загибают пальцы, начиная с больших)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем. (приседают, «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук)
Н. Нищева
Таким образом, систематическое использование средств двигательной направленности стимулирует речевое развитие ребенка и активизирует его познавательную активность.