Бурмистрова Е.Н.,учитель-логопед.
Довольно часто дети, имеющие речевые нарушения ,страдают дефицитом внимания. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и проявляются в повышенной истощаемости произвольного внимания, недостаточной способности его концентрации. Ограниченность объема внимания не позволяет ребенку воспринимать достаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности. Частая переключаемость внимания на незначительные раздражители делает невозможным процесс сосредоточения на выполнении задания, что значительно затрудняет и замедляет коррекционный процесс.
Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Учитель-логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, мелкой моторикой и т. д. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. Гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения. Поэтому в работе с детьми , имеющими данный дефект, требуется тщательный выбор методов и приемов коррекционной работы.
Такие нетрадиционные формы работы, как игры с песком, с водой, логоритмические упражнения, игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования помогут поддержать интерес ребенка, снять эмоциональное напряжение, регулировать мышечный тонус, одновременно корректируя речевые нарушения. Далее представлены различные игры, которые активно используются при коррекции речи дошкольников.
Игры, направленные на автоматизацию звука в слогах, словах; а также на развитие фонематических процессов
1. Засыпание песком слоговых дорожек (прохождение по камушкам, раскрашивание шариков, собирание цветов, яблок и т. д.)
2. Засыпание песком нужных картинок для того или иного звука.
3. «Песчаная буря» – нахождение в песке картинок с нужным звуком.
4. «Песочная картина» – рисование на песке различных полос, точек, горок, проговаривая при этом изучаемый звук или слоги с ним.
5. Игра «Кактус»
Учитель-логопед обращается к детям: «У нашей картины-кактуса должно вырасти много колючек. Давайте поочерёдно задавать вопросы по содержанию картины и отвечать на них. При этом все вопросы и ответы мы будем обозначать палочками – «колючками».
Благодаря этому приёму дети мысленно выстраивают план своего будущего рассказа и одновременно играют.
6. Игра «Разноцветное дно» (Вариант игры «Кактус»).
Этот приём преследует ту же цель, что и предыдущая игра.
При вопросах и ответах по предложенной картине ребёнок и взрослый поочерёдно бросают на дно водного бассейна камешки. Это красиво и увлекательно. Благодаря такому приёму дети также мысленно выстраивают план своего будущего рассказа и одновременно играют.
7.Игра «Камешки для ручейка»
Как научить ребёнка составлять подробный и интересный рассказ по серии сюжетных картинок? Для этого необходимо для каждой картины из серии придумать не одно предложение, а несколько. Детям часто трудно вычленить отдельные предложения из речевого потока и тем более сосчитать их количество. Можно применить с этой целью следующий игровой приём. «Ребята, представьте, что серия картин – это ручеёк. Давайте подарим ручейку по 3-4 камешка, одновременно придумывая для каждого камешка предложение по картине».
Ребёнок начинает присматриваться к деталям изображения, его рассказ становится более полным, красочным и интересным. Для закрепления можно попросить ребёнка «собрать камешки у ручейка», припоминая при этом, о чём он говорил.
8. Игра «Тайна решётки»
Игра предполагает составление рассказа с постепенным раскапыванием ячеек мнемотаблицы, которые «занесло песком во время песчаной бури». С помощью кисточки ребёнок откапывает пронумерованные по порядку этапы плана рассказа, благодаря которым составляет последовательный пересказ.
9. Игра «Тени на песке»
Во время игры проигрываются на песке и рассказываются детьми русские народные сказки с использованием чёрных контурных изображений персонажей. Контурное изображение сказочных героев необычно для восприятия дошкольников, тем самым поддерживается стойкий интерес к рассказыванию по ролям предложенного произведения.
10. Игра «Песочная буря»
В песке закапываются различные картинки: «Ошибки художника», « Чистоговорки в виде пиктограмм». Дети постепенно раскапывают фрагменты картинок и составляют предложения или текст чистоговорки.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
11. Игра «Наши ручки» с использованием массажного мячика
Это ручка — правая (дети крепко сжимают мячик в правой руке).
Это ручка — левая (крепко сжимают мячик в левой руке)
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю (кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.)
Будет сильной правая. (крепко сжимают мячик в правой руке.)
Будет сильной левая (крепко сжимают мячик в левой руке)
Будут ручки у меня ловкие, умелые. (Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)
О. Крупенчук
12. Игра с крупными бигуди «Машины»
По шоссе идут машины, по асфальту едут шины. (дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.)
По дороге не беги, я скажу тебе: «Би-би». (рука сжата в кулак, выпрямляют большой палец — «сигналят»)
О. Крупенчук
13. Игра «Массаж» с зубными щетками
Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики!
(растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.)
14. Игра «Пернатые» с бельевыми прищепками
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря».
Наши гуси у пруда: «Га-га-га».
А индюк среди двора «Бал-бал-бал»
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко».
А как Петя-петушок ранним утром по утру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»( бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев рук на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу)
Благодаря использованию нетрадиционных приёмов воспитанники с большим интересом выполняют предложенные задания, при этом сохраняется устойчивое внимание к поставленной перед ними задаче, повышается уровень усвоения детьми программного материала, сокращается время на коррекцию речевых недостатков. Данные нетрадиционные приёмы коррекции речи могут использовать в своей работе не только учителя-логопеды, но и воспитатели, а также родители.