Ступалова Вероника Вячеславовна
социальный педагог первой квалификационной категории
Участники: воспитанники школьного возраста, социальный педагог.
Цели и задачи мероприятия:
• профилактика преступлений и правонарушений , воспитание правового сознания у детей;
• развитие представления о последствиях противоправных деяний;
• воспитание чувства ответственности за свои поступки;
• знакомство с видами нарушений и наказаниями за них.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели мероприятия.
Социальный педагог:
«Как видите в руках у меня две нити. (одна нить прямая, другая извилистая и запутанная)
С чем можно сравнить эти нити? ( с жизнью)
А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого Человека –это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица « от сумы и от тюрьмы не зарекайся»
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
И сегодняшнее занятие-это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».
3. Основная часть.
Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать- убивай, хочешь оскорблять человека — пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит ,они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН — нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции — основном законе государства. (Демонстрация книги)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1.
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права…
Поговорим о наших обязанностях…
приготовлены таблички с правами и обязанностями, дети должны выбрать, что обозначают эти термины)
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
ПРАВА
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
ОБЯЗАННОСТИ
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование ( 9 классов)
Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Задание 2.
Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок — это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение — это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление — это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация №1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Ситуация №2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
Представьте следующую ситуацию.
Ситуация №3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
Задание 3.
А теперь поработаем с уголовным кодексом и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
Игра « Судья» ( прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)
Ситуация 1. Ложный звонок. В класс вбегает ученик: «Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!»
Судья-ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Ситуация 2: На перемене:
«Дай телефон, музыку послушать, скукотища!
— Не дам, он новый, только вчера купили.
-Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет». Выбрасывает телефон.
Судья-ученик зачитывает: Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты , либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней».
4. Вывод.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни
не будет проблем.